О взрывах в Макеевке-2
igor-tiger — 24.01.2011 Продолжим разбираться в ситуации со взрывами в Макеевке.Начало было здесь: http://igor-tiger.livejournal.com/310474.html
....Итак, "макеевские взрывы" взорвали мифы о "националистическом
терроре" и "фашистской угрозе".
В действительности, ничего подобного на Украине не происходит, но
есть стремление определённых сил дестабилизировать ситуацию и
создать фантомы для отвлечения внимания власти.
(Подчеркнём: отвлечь от внимания власти, а от внимания
оппозиции - как пытаются оппозиционеры повесить происшедшее на
власть Януковича).
Ещё более мифической представляет "угроза терроризма".
Терроризма без террористов не бывает.
Правда, если попытаться взять терроризм как основную версию -
повышается значимость соответствующих компетентных органов. Как
знать, может потому столь усиленно конструируется миф о
"террористической угрозе"?
Но не будем лезть в конспирологию.
С самого начала мы взяли за исходную точку то, что в
Макеевке было совершено преступление, а его виновники - не
"националисты", "неонацисты" или "террористы", а, прежде всего,
преступники.
С одной стороны, можно назвать происшедшее бандитизмом. В
той мере, как говорит об этом уголовно-правовая квалификация. Ибо,
очевидно, что макеевские взрывы совершены "организованной группой
лиц с распределением ролей". При чём вооружённой группой
лиц.
С другой стороны, ошибочно всё сводить к сугубо криминальным
разборкам местного (регионального) значения.
Безусловно, бандитской группировке вполне по силам совершить
подобные взрывы. Но правоохранительным органам не составило б
особого труда найти виновников. Тем более, при таком общественном
резонансе, а также с учётом того, что уголовное дело находится на
контроле у высшего руководства органов.
Если б это были сугубо криминальные разборки, всё можно было бы
сразу назвать своими именами. Вместо того, чтобы конструировать
искусственные мифы о "террористической угрозе" и пытаться раздуть
некую "политическую составляющую".
Т.е. без серьёзной поддержки во властных кругах, макеевским
"взрывникам" было бы очень трудно длительное время находиться вне
уголовной ответственности.
Поэтому в "макеевской истории" речь не просто о бандитизме, а
о бандитизме, встроенном в ОПГ.
В таком случае, возникают ряд закономерных
вопросов:
а) если это бандитские группировки - в какую
из существующих олигархических ОПГ они входят? Либо кому они
лояльны?
б) если это внутридонецкие разборки - почему они стали происходит
сейчас, когда много представителей Донбасса находятся во
власти, а не в предшествующий "оранжевый период", когда
против донецких велась война?
в) кто разворушил местные
донецкие кланы, пошедшие на столь смелый шаг?
г) кто оказывает покровительство "макеевским бандитам" и будет
постепенно спускать у\д на тормозах?
Начнём по порядку.
"Макеевуголь", против которого были совершены
взрывы, является государственной холдинговой
компанией. В его подчинении находится около десятка угольных шахт.
Сложно сказать: какая "польза" существует от этого и ему подобных
госхолдингов? С точки зрения, конечно же, государства или простых
шахтёров.
Шахты добывают уголь, на котором держится
украинская экономика.
Шахтёры добывают этот уголь с риском для
собственных жизней и за мизерную плату.
Министерство осуществляет госполитику и политику
распределения госдотаций шахтам, которые по определению являются
убыточными (в любых странах мира).
Возникает главный вопрос: что делает Холдинг?
Главная функция Холдинга состоит в посредничестве
между угледобычником и чиновником.
Хотя вообще-то формально-юридически каждая шахта является
самостотельным юрлицом (т.е. имеет свой счёт в банке (!),
самостоятельно отвечает по обязательствам (правда, в основном тех,
что касается долга и т.д.)
Парадокс:
юридически самостоятельная шахта, добывающая реальный уголь, живых
денег и в помине не видит. Добываемый ею уголь по бумагам
сразу же передаётся в Холдинг, который потом заключает контракты по
купле-продаже.
Не видит также шахта госдотаций: все они министерством передаются в
Холдинг, внутри которого есть своя система перераспределений.
Не видит шахта и госсредств, выделяемых министерством на
охрану труда. Холдинг сам решает, кому и сколько помочь с
улучшением техники безопасности.
Если б не уголь - шахта вообще была бы не нужна. Другое дело -
Холдинг.
На Украине модно говорить о тотальной приватизации. Часто
приводится соответствующий "опыт" Грузии: продать всё, кроме чести
и совести. Почему-то считается, что если продать частнику шахты -
ситуация в углепроме улучшится. Хотя прихватизация шахт в Грузии
дала прямо противоположный результат: шахт просто не существует в
"самой свободной" и когда-то "цветущей" кавказской
"республике".
Украина могла б не наступать на эти грузинские грабли. Тем более,
что у самой имеется опыт "приватизации" шахт. На "примере" двух
Холдингов: "Павлоградугля" и "Краснодонугля".
Олигархи, стремящиеся купить шахты, эти шахты, собственно,
и не видят. Им незачем вникать специфику шахтёрской
профессии, копаться в отраслевых проблемах, приезжать осматривать
шахты и т.д.
Для всего этого существует Холдинг.
Контроль над шахтой - это куча проблем, постоянное выслушивание
жалоб шахтёров, забота об охране труда (что для олигарха отражается
на прибыли), ответственность за аварийность (если ТБ окажется
недостаточной) и т.д.
Контроль над Холдингом более привлекателен. Он позволяет
одновременно не пачкать руки в угольной пыли и быть вдалеке от
политической ответственности.
Быть в центре этих
финансовых потоков - круто. Но за дорогую игрушку нужно хорошо
заплатить.
Гендиректор Холдинга назначается на основании
приказа министра.
На сей счёт существует чёткая процедура, но не о ней сейчас
речь.
Министр, в свою очередь, при назначении должен руководствоваться
менеджерскими, профессиональными, деловыми способностями кандидата.
Как представитель государства, министр также должен заботиться,
чтоб Гендиректор способствовал росту угледобычи на вверенном ему
холдинге, заботился о социальной защите шахтёров, работал над
модернизацией, улучшением охраны труда на шахтах и т.д.
Так, в принципе, должно быть. Но в
рыночных условиях качество любого менеджера измеряется конкретными
цифрами прибыли.
Министру, безусловно, важно, чтоб
угледобыча в стране росла. Но зачем ему уголь? Министр всё равно от
угля очень далеко находится.
Для министра гораздо важнее - сколько денег привезёт
угольный "генерал" в Киев?
Конечно, очень
хорошо, если угольный "генерал" - талантливый менеджер и поэтому
сможет при своём назначении воодушевить министра блистательным
бизнес-планом.
Но министру на этот бизнес-план глубокого начхать. Любой план имеет
в себе как бонусы, так и риски. Ко всему, ещё нужно время, пока
план начнёт воплощаться в реальную прибыль.
Министру нужны РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ. При чём здесь и
сейчас.
Поэтому при своём назначении "генерал" должен сразу внести
"аванс".
С каждым "генералом" назначается контракт на определённый срок.
(Как правило, на один год).
По истечении срока (одного года) "генерал" должен снова приехать в
Киев и внести очередной "аванс".
Ну, а далее - т.е. в течении года - перед "генералом" стоят две
основные задачи: а) отбить внесенный "аванс" и б) заработать на
новый "аванс". Всё, что получится сверху - считается личным
заработком "генерала" (если повезёт).
При этом нужно учитывать, что такса за год может вырасти. Как
правило, это происходит в случае изменения политической ситуации
или изменения руководства министерства. У каждого министра есть
своя команда "генералов".
Если "генерал" сможет за год наскрести на новый "аванс" - молодец.
Будет дальше работать. (Если, конечно, министр не
против).
Если "генерал" не сможет за год отбить "аванс" -
он будет уволен. А заодно останется должен местным "элитам",
которые помогли ему с "авансом".
Если же
"генерал" не наскребёт на новый "аванс" - ему также придётся ему
искать другую работу. Он может вообще на отдых (если суперуспешно
работал и умудрился неплохо лично заработать). Либо опуститься на
уровень директора шахт.
Формально угольный "генерал", как и вся отрасль, должны работать
законно. Но вариант ответственности за нарушения - исключён.
Система на это не запрограммирована. Более того, если всё делать по
действующим законам - все субъекты цепочки от простого шахтёра до
министра будут сидеть без денег.
Таким образом, наряду с существующим официальным правовым
полем, сложилась фактическая реальность, с которой
ВСЕ вынужденны считаться.
Однако, есть ещё один вариант: как быть, если
"генерала" уволят досрочно?
Ведь, это является
грубым отступлением от "неписанных" правил и вообще-то по умолчанию
среди СВОИХ такое не практикуется.
Естественно, внесенный "аванс" досрочно уволенному
"генералу" никто не возвращает.
Т.е., по сути, происходит банальный КИДОК.
Любой кидок в любой сфере чреват последствиями.
Кидок на очень большие суммы чреват наиболее тяжкими последствиями.
За такое заключают дополнительный "контракт" с киллерами. Правда,
нанять "киллера" трудно, если в роли "заказанного" - влиятельный
киевский министр, а в роли "заказчика" - кинутый местный клан. Да,
и как осуществить "заказ", если министра защищают его
высокомоставленные друзья-коллеги из правоохранительных органов?
Единственный выход - устроить "саботаж" на своей (подконтрольной)
территории.
Именно это имело место быть в случае с "Макеевуголь".
Гендиректор холдинга был назначен на должность при
бывшем угольном министре Юрии Ященко.
Но министр проработал всего полгода, потом была "админреформа",
которая Минуглепром в очередной раз ликвидировала. В результате
"реформы" было создан "энергетический миниКабмин", над которым
воцарился Юрий Бойко.
Новая метла - по новому метёт. И, разумеется, Бойко с первых
же дней в своём новом статусе принялся отстраивать финансовые
потоки под себя. Особенно, в угольной отрасли, к которой Бойко
ранее вообще не имел никакого отношения. Г-н Бойко у нас "великий
специалист" по нефти и газу. А угольный бизнес длительное время
считался монополией донецких.
Перераспределение финпотоков, в свою очередь, предполагает
обязательным условием назначение новых кадров. Но как это сделать
при действующих контрактах?
Самый лучший вариант - натравить на угольные холдинги
контролирующие органы. А потом, по итогам отчёта КРУ
(который, естественно, окажется формальным поводом), уволить
нелояльного "генерала".
Смотрим по датам. Указ об админреформе был подписан 9
декабря. Ещё через несколько дней был ликвидирован
Минуглепром. И в "Макеевугле" началась проверка КРУ. После
формального истечения календарного месяца, отведенного на проверку,
была выявлена "куча нарушений" и "генерал" был уволен.
Ну, а 20-го января Макеевку сотрясли 3 мощных
взрыва.....
В принципе, самой первой реакцией Президента Януковича на
"макеевские взрывы" должна была бы быть отставка министра
Бойко.
Именно г-н Бойко, вместо того, чтобы заниматься реформой и, тем
самым, выполнять президентский указ, принялся за выстраивание под
себя коррупционных потоков.
В результате такого "перераспределения" были совершены три
взрыва, которые потенциально могли привести к человеческим жертвам.
Не говоря уж о моральном ущербе, который был причинён всем жителям
Макеевки.
Г-н Бойко допускает в работе вверенного ему ведомства засилье
коррупционных потоков. По сути, являясь главным источником
энергокоррупции в стране.
Г-н Бойко не занимался борьбой с коррупцией и, конечно же, не стоит
на страже законности. Он только изменяет направление коррупционных
потоков.
И нужно подчеркнуть: министр Юрий Бойко - представитель
"пришлого" олигархического клана под вывеской
"РосУкрЭнерго". Потому он с лёгкостью пошёл на совершение
данного кидка применительно к местным донецким элитам.
Клан "РосУкрЭнерго", стремящийся монополизировать политическое
влияние на Януковича - теперь наступил на экономические интересы
своих донецких конкурентов.
Кстати, идея восстановить Минуглепром - идея донецких. Это и было
сделано после прихода Януковича во власть.
Все остальные кланы на углепром смотрят хищнически, против
существования профильного министерства и шахты нужны только, чтоб
"выкачать" из них уголь, а потом закрыть.
В этой связи не удивительно, что между Ященко и Бойко сразу же
возник конфликт, который закончился "админпоглощением".
Впрочем, г-н Бойко избежит уголовной ответственности. Его
безопасность и безнаказанность гарантируют высшие
правоохранительные чины.
Любопытный факт: министр внутренних дел Анатолий Могилёв -
выходец из макеевской милиции. Т.е. ситуацию в тамошней
бандитской среде знает очень хорошо. ДОСКОНАЛЬНО. Кстати, скорее
всего, поэтому переформатирование энергопотоков РУЭ начала с
Макеевки. Имея гарантированную подстраховку.
Но почему же в таком случае г-н Могилёв не продвинется в
расследовании "макеевских взрывов"?
Формальный ответ: милиция вообще не будет вести это
уголовное дело.
Как известно, из-за шумихи, поднятой по горячим следам,
общественное мнение было сориентировано в сторону "возникшей
террористической угрозы". Поэтому уголовное дело по фактам
"макеевских взрывов" было возбуждено по ст. "Терроризм" и передано
в подследственность СБУ.
СБУ, в свою очередь, возглавляет Валерий Хорошковский, который уже
давно засветился во многих источниках как представитель
"РосУкрЭнерго".
Нужно подчеркнуть: передача "макеевских взрывов" в
подследственность СБУ - это своего рода дополнительная гарантия,
что ход дела пойдёт в нужном направлении.
Президентский статус СБУ, замкнутого только на Януковича,
несомненно выше правительственного статуса МВД.
Над
министром много нянек - и премьер, и Кабмин в целом, и парламент, и
Президент наконец.
Т.е. заставить милицию найти реальных виновников "макеевских
взрывов" несколько проще. "Регионалы" контролируют большинство в
парламенте, исполнительную вертикаль.
Заставить Хорошковского может только Янукович, а это уже их
внутренний междусобойщик. Мы можем только строить предположения,
почему был однажды назначен Хорошковский и почему Янукович его
"терпит" до сих пор.
Безусловно, Янукович как Верховный Главнокомандующий может уволить
Хорошковского. Но мы не знаем, что чем Хорошковский "удерживает"
Президента от этого шага.
Главе СБУ теперь придётся расхлёбывать последствия поспешного
возбудения дела по ст. "Терроризм".
Ведь, нужно не просто предъявить обществу и правосудию всех
виновников, но и раскрыть "террористическую сеть".
Если же виновники в реальности не окажутся "террористами" - нужно
будет держать ответ перед прокуратурой за поспешность
следователей.
Итак, подведём выводы в
"макеевской истории", которые в силу дальнейшего развития ситуации
являются промежуточными.
1. "Макеевские взрывы" - это результат
перераспределения коррупционных энергопотоков.
2. Клан "РосУкрЭнерго" решил укрепить свои позиции
в энергетике и вторгся в сферу бизнеса донецкого клана. Нарушил
неписанные правила и пошёл на кидок. Т.е., по сути, донецким
объявлена война.
3. Чтоб расследовать уголовное дело, нужны (просто
насущно необходимы) отставки главы МВД Могилёва и
главы СБУ Хорошковского. В противном случае,
"объективная истина" по делу установлена НЕ будет.
4. Отставка министра Юрия Бойко, занимающегося в
минэнергетике выстраиванием коррупционных потоков, является ещё
одной актуальной необходимостью.
5. Ситуация вокруг "Макеевугля" может стать пробным
шаром перед аналогичным переформатированием других
угольных холдингов. Но, как показывает развитие ситуации, это
маловероятный сценарий. Далеко не факт, что "макеевские
взрывы" дадут цепную реакцию по региону (по стране).
6. Попытка политизации взрывов, разговоры о "террорической" или
"националистической" угрозах, а также о "московском следе" и
"британских инструкторах" - всего лишь попытки увести следствие в
сторону.
7. Ликвидация Минуглепрома (очередная) в рамках
админреформы была ошибкой. Ликвидировать необходимо систему
угольных госхолдингов как посредника и главного источника коррупции
в угольной промышленности.
P.S. Если посмотреть по хронологии,
авторитетная газета "Зеркало недели" - самая первая (при чём по
горячим следам) вбросила связь между взрывами и результатами
проверки КРУ. Если хотите - можете почитать соответствующие
материалы на сайте газеты.
Правда, после прочтения всё равно останется множество вопросов. Вы
будете знать, разве что, сколько нецелевых денег ушло из
холдинга.
Что любопытно ЗН сосредоточила внимание только сугубо на
региональном (донецком) уровне. Вообще не обратив внимание на
персону г-на Бойко и, тем более, не поднявшись на уровень РУЭ.
Может сложиться впечатление, что в "макеевских взрывах"
виноват...угольный генерал и его команда.
ЗН интересно читать ровно на столько, на сколько они
пишут конкретные цифры, факты и т.д., которые им (к слову)
сбрасывают те, кто в силу своей профессией уполномочен рыть цифры,
факты и т.д. Аналитики, способные исследовать массив готовой
информации, у ЗН откровенно слабые. Много абстрактностей и
обощений: есть силы зла, которые "зеркалонедельцы" ассоциируют с
Януковичем. С этими "силами зла" борятся силы добра,
отождествляемые с Тимошенко и другими светочами демократии. Вот и
вся "зеркалонедельская аналитика".
Но грантовое и прозападное ЗН в данном случае интересно тем, что
газета равноудалена от всех кланов.
Например, в "антиподе" ЗН - газете "2000" - вообще маловероятно
увидеть значимую информацию по "макеевским взрывам". Из всех
солидных еженедельников этот ближе остальных стоит к РУЭ.
P.P.S. Специально не обременяю данную статью
цифрами, она и так получилась объёмной.
Цифры можете посмотреть в "Зеркало недели" или вообще в Интернете
(Гугл в помощь).
Лучше всего - ознакомиться непосредственно на сайте КРУ.
Но это всё детали, которые бессмысленны если не видеть всю схему
происшедшего.
|
</> |