О возлюбленнейших
ukila_nepis — 05.09.2023
Давно уже я привык укладываться рано... кхм!.. <�зачёркнуто> Давно уже я свыкся с мыслию, что мои вкусы никогда не станут вкусами большинства и, следовательно, творения моего духа никогда не завоюют сердца не только моего народа, но даже образованной публики... даже хоть какой-то мало-мальской части этой публики!
Ничего не поделаешь! Я — одиночка (и горжусь этим). Всё, что до дрожи волнует меня, — совершенно не трогает среднего образованного человека. И, напротив: златые фавориты просвещенной публики оставляют меня позорно равнодушным.
Это относится ко всем проявлениям художественности в мире. О литературе я и так трендю каждый Божий день, поэтому приведу лучше пример из области старого фигуративного искусства (собственно, единственного искусства, за которым я признаю этот статус; всё, что выходит из под кистей европейских художников после 1789 года, я даже искусством не называю... а называю просто: «изопродукцией»).
Вот каких старых мастеров в первую голову жалуют знатоки?
...
Правильно, дорогой читатель!
А теперь узнай, кто волнует моё сердце, кому я отдал его навсегда! Я отдал его двум цветкам — цветку урбинскому: Федерико Бароччи (1535—1612) — и цветку веницейскому: Джамбатисте Пьяццетте (1683—1754). Как видишь, дорогой читатель, твои догадки даже близко не стояли у этих цветов!
Таков, стало быть я, Укила Непиш, он же — одинокий волк Мак-Куэйд.
Теперь возьмём киноискусство. В отличие от Владимира Ильича Ленина, я, как истинный кантианец и арий, не считаю его важнейшим. Я считаю важнейшим искусством на свете Поэзию. Так велит мне считать моё глубинное арийское сознание (ведь именно мы, индоевропейцы, и придумали поэзию!). Да и герр профессор не даст соврать (см.: «Критика способности суждения», 1790, §53): «Из всех искусств первое место удерживает за собой Поэзия»...
<�Я сейчас порылся в дебрях Знания и нашёл искомую цитату на языке оригинала. Не откажу себе в удовольствии её здесь привести. Чтобы вы вместе со мною насладились ею, а также восхитились моими блистательными, как у принца Гэндзи, познаниями... Итак, гнэдигер герр профессор пишет:>
Unter allen behauptet die Dichtkunst (die fast gänzlich dem Genie ihren Ursprung verdankt und am wenigsten durch Vorschrift, oder durch Beispiele geleitet sein will) den obersten Rang. Sie erweitert das Gemüth dadurch, daß sie die Einbildungskraft in Freiheit setzt und innerhalb den Schranken eines gegebenen Begriffs unter der unbegränzten Mannigfaltigkeit möglicher damit zusammenstimmender Formen diejenige darbietet, welche die Darstellung desselben mit einer Gedankenfülle verknüpft, der kein Sprachausdruck völlig adäquat ist, und sich also ästhetisch zu Ideen erhebt.
Я бы, конечно, и подольше задержался тут на размышлениях господина профессора о даме Поэтерай, но боюсь, мой читатель меня не поймёт. Да и чего я, право, буду тут глаза портить, вычитывать сей занудный текст, напечатанный ещё и готическим шрифтом, если по-человечески могу всё выспросить непосредственно у профессора! Да, видите ли: чуть не забыл! Я же приглашён аккурат в нынешнюю среду на завтрак к Иммануилу Иванычу! Ожидается ещё и присутствие Ансельма Кентерберийского. Будем обсуждать доказательства бытия Божьего. Возможно, появятся новые доказательства — не знаю пока. Буду держать вас в курсе!
Итак, возвращаемся к нашим помидорам: к маркизу Помидору и графу Апельсину. Маркиз Помидор — это искусство кино. А граф Апельсин — это граф Апельсин. Я его от балды сюда приплёл, без всякой цели то есть. Вот я и говорю: мне, если честно, наплевать на этого вашего обожаемого маркиза Помидора! Вот ей-богу! Наплевать, растереть, превратить в томатную пасту и съесть с макаронами! Но —
Ноблесс оближ! Все в наше время помешались на искусстве кино. Все пишут рецензии на фильмы, все взбегают на кафедры, ростральные колонны и прочие места, овеянные аурой Минервы, и начинают разглагольствовать. Они разглагольствуют о шедеврах мирового кино.
Хочу вам сразу заявить: ровным образом я совершенно равнодушен к вашему списку «100 величайших фильмов человечества». Так что пожалуйста, заткнитесь, и не зундите мне тут в сто-пятьсотый раз про Тарковского, Гриффита и прочих Висконти с Пазолини! Всё это скука и томление духа, все эти ваши Куросавы с Фасбиндерами.
У меня только один любимый режиссёр и один любимый фильм: это «Развод по-итальянски» генуэзца Пьетро Джерми. Вообще удивительно: как это северянин Джерми снимал все свои лучшие фильмы на южном, сицилийском материале!
Впрочем, ничего удивительного: точно так же и я, Укила Непиш, люблю фильмы Пьетро Джерми, а не всех этих ваших Бондарчуков!
Всякий причудливый гений (Пьетро Джерми, Николай Гоголь, Артур Шопенгауэр) тянется к другому причудливому гению (Укиле Непишу). Таков закон природы. Будем же уважать природу, ибо она не терпит пустоты! То есть — не терпит пустоголовых интеллигентов, обожающих унылых Кубриков. (Кстати, друзья: я готов утверждать и защищать это своё убеждение с рапирой в руках: лучшей исполнительницы роли Лолиты, чем Стефания Сандрелли и помыслить нельзя! Так что Кубрик был круглый дурак. А Пьетро Джерми — гений).
Однако продолжим. Теперь поговорим о мультфильмах. Всякий интеллигент-пустозвон начнёт, разумеется, с предыханием рассказывать о своих «Ёжиках в тумане». Поэтому я сразу хочу предупредить: если кто в моём присутствии даже заикнётся об этой богомерзкой блювотине — немедленно получит по балде. Бить буду звонко и неаккуратно. Так что имейте в виду. Предупреждён — вооружён.
Ну хорошо. Вы меня, возможно, захотите спросить: ну а вы, многоуважаемый одинокий волк Мак-Куэй? Какой же мультик мните вы непризнанным шедевром этого искусства? Что царствует в вашем прекрасном крокодиловом сердце?
И я отвечу вам! С радостью отвечу и даже покажу!
Вот этот баснословный шедевр, это сладостное изнывание в моём мозжечке! Имя ему — «Полигон». Студия — «Союзмультфильм». Год — 1977-й. Режиссёр — Анатолий Алексеевич Петров.
Мне было то ли девять, то ли десять лет, когда я его увидел... Как описать моё тогдашнее состояние? В принципе, то состояние едва ль сильно разнится от нынешнего моего состояния (да, я только что пересмотрел «Полигон»!)... Понимаете... сказать, что я был потрясён — значит попросту сотрясти воздух (бесцельно и бессмысленно)... Скорее — во время просмотра (и особенно по окончании оного) я погрузился как бы в некоторую блаженную немоту... (ударение на втором слоге)... я погрузился в благоуханное томление... если бы к девяти моим отроческим годам я прочитал уже поэму «Кубла-Хан, или э вижэн ин э дрим» Кольриджа, я бы сказал словами Кольриджа:
And ‘mid this tumult Kubla heard from far
Ancestral voices prophesying war!
The shadow of the dome of pleasure
Floated midway on the waves;
Where was heard the mingled measure
From the fountain and the caves.
It was a miracle of rare device,
A sunny pleasure-dome with caves of ice!
Это было и впрямь какое-то eerie vision, a contemplation of things divine!
Вы думаете, с тех пор я и заделался пацифистом? Да ничуть не бывало! Плевать я хотел — как тогда, так и сейчас — на всё это дешёвенькое морализаторство! Я давно уже пытаюсь утвердить в ваших головах мысль, что искусство не есть служанка моральной философии! Если вы хотите читать рацею ближнему своему (или хотите послушать рацею от ближнего своего) — идите вон в ближайший храм! Или вон идите на страничку в фацебухе или инстаграммчике очередного звездонутого «властителя дум» нашей интеллигенции. Там вас до отвала накормят проповедями, замечашанными на макаронах по-флотски! Но если вы хотите пригубить истинного волшебства и истинного блаженства — не ходите к этим чертям! И не требуйте от искусства поучений! Просто откройте ваши глаза, раскупорьте ваши уши и рассеките горячим мечом вашу грудь!
И тогда вы почувствует примерно то же, что почувствовал я девятилетним отроком, впервые узревши чудо, которое сотворил для нас всех Анатолий Алексеевич Петров!
Кстати! Сегодня я глянул на его фотопортрет — and it struck with me a familiar chord! Думаю: что такое? Где я его уже видел? В следующее мгновение я догадался: я полез за портретом Пьетро Джерми. Схожесть обоих художников меня и поразила, и умилила! Будто они братья!..
Братья и есть! Братья во Христе и Аполлоне... и в сердце моём, аминь.
|
|
</> |
ТТГ норма у женщин: как подготовиться к анализу крови и избежать ошибок
Гостил вчера
Бамбукий! И немного рабицы.
Итоги 2025
Три направления для недорогого новогоднего отдыха: где в России встретить
Запах плесени
Дизайнеры, художники и артисты нарядили елки по мотивам своих детских
Семьянин, 2025
"Златая цепь на "дубе" том"

