О воле народа: Европа против
pavel_shipilin — 15.06.2016 Сегодня я вдруг почувствовал себя настоящим европейцем. Хотя не должен был. Ибо я сегодняшний, настороженно относящийся к демократии и остальным формам народного волеизъявления, отличаюсь от себя 30-летней давности, жадно читавшего «Московские новости» и требовавшего перемен.Жизненный опыт покрыл мое сознание шумозащитной пленкой, и до него больше не долетают вдохновенные слова горланов-главарей о грядущей лучшей жизни. Ведь красивые слова — всего лишь инструмент воздействия на меня. Поэтому мне гораздо интереснее ловить шепот, который для моих ушей не предназначен. Неосторожные признания. Обрывки фраз и мыслей. И даже утечки.
Они порой дают пищу для размышлений и даже способны изменить мировоззрение или подтвердить подозрения. Ведь я уже давно догадываюсь, что мир устроен совсем не так, как думал тридцать лет назад. Демократию никто не любит даже в демократических странах, просто там научились управлять народом по-хитрому — делать вид, будто решения принимает он.
Иногда вдруг достоянием гласности становятся секреты вроде переговоров между Брюсселем и Вашингтоном о создании зоны свободной торговли TTIP, и тогда вдруг до многих доходит, что почти миллиард человек по обе стороны Атлантики ни черта не решают. Во всяком случае, по жизненно важным для них вопросам.
Оказывается, западная демократия заканчивается на стрижке газонов и покраске заборов. В выборе ножниц и колера ей просто нет равных.
А вот решения обеих палат парламента Франции или результаты референдума в Нидерландах носят лишь рекомендательный характер. И эти рекомендации можно просто игнорировать. То есть, не принимать во внимание мнение народных депутатов и самого народа. В Европе. В ведущих демократиях, с которых всем предлагается брать пример. Неплохо, правда?
Честно говоря, мне как настоящему свободному европейцу тоже кажется, что к власти нельзя подпускать всех подряд. Удивляет лишь, что у нас до сих пор верят, будто где-то в европах-америках народ участвует в управлении государствами, а в немытой России его к руководству не подпускают злые элиты. И только поэтому мы не имеем ровных дорог и не умеем производить айфоны. Хотя причина, думается, вовсе не в этом.
А знаете, когда я окончательно понял, что являюсь таким же европейцем, как те, что живут в Евросоюзе? Когда прочитал, что сказал вчера премьер-министр Марк Рютте на конференции парламентариев стран ЕС. Вот его слова: «Я полностью против плебисцитов и абсолютно, совершенно против плебисцитов о международных соглашениях, потому что в этом нет смысла, как показал референдум в Нидерландах».
И никто из народных избранников не возмутился. Не вышел из зала, хлопнув дверью. Не вспомнил об основах демократии, на чем, казалось бы, зиждется современная европейская цивилизация. Deutsche Welle процитировала политика также буднично, как обычно рассказывает о тоталитарной России.
Правда в том, что никакой демократии в Европе нет. А может, никогда и не было.
|
</> |