О вкусах не спорят (когда есть другие темы)
ibigdan — 26.06.2012Здесь, на западной Украине, народ очень набожный и церквей кругом полно, но не православных, а греко-католических. Православные тоже есть, но встречаются редко.
Я понятия не имею, кто из них правильно поклоняется Летающему Макаронному Монстру, а кто еретик и сектант, и гореть ему в аду противоборствующей религии. Я могу только внешне оценивать. Так вот, на мой взгляд, греко-католические храмы намного красивее православных. Естественно, я имею в виду общую тенденцию — можно найти некрасивый греко-католический и красивый православный, но это вам придётся поискать (и если найдёте красивый православный, то может оказаться, что строил его какой-нибудь иностранный архитектор, см. храмы Санкт-Петербурга).
Но оценка «нравится/не нравится» слишком уж общая, попробую разобрать на части.
1. Цветовая гамма.
На фото — храм в Гошевском греко-католическом монастыре. Это не самый обычный монастырь, скорее богатый, но представление об архитектуре получить можно. Обратите внимание на неяркие цвета храма — серый фундамент, бежевые стены, тёмно-серая крыша. Купол золотой, но это элемент религиозного культа, как я понимаю. В целом композиция приятна глазу — нет кричащей аляповатости, присущей как классической русской архитектуре (храм Василия Блаженного в Москве или Спаса на Крови в Питере), так и современной (хотя какая она современная — барокко). У нас православные храмы почему-то стараются покрасить в ярко-голубой цвет, и утыкать белой и золотой лепниной. Возможно это тоже предмет культа, но смотрится безвкусно. ИМХО, конечно.
2. Освещение, или как сейчас модно говорить — инсоляция.
Часовня в Гошевском монастыре. Обратите внимание — стены целиком стеклянные. Это решение не является типичным, но всё же в греко-католических храмах окна обычно большие и света внутрь проникает много. Вот например, застеклённый вход в храм:
В результате внутри светло, даже искусственное освещение не требуется.
Вспомним наши православные храмы — маленькие окошки (очень часто ещё и зарешёченые), вечный полумрак, разгоняемый только лампами и свечами, сырость, ощущение загробной жизни just now, причём явно не лучшей части загробной жизни :) У греко-католиков наоборот — тепло и сухо, как-то даже на душе светлее становится.
3. Внутреннее убранство.
Если у храма (неважно какого) будут деньги, то он постарается «сделать па-багатаму» — налепить побольше золота, поп обязательно должен быть золотом расшит и т.д. Греко-католические храмы тоже стараются внутри выглядеть ярко:
Но здесь опять сказывается разница в освещении. Если в греко-католическом храме на золото падают лучи солнца и всё сияет, то в православном слабое освещение играет против — вся эта пестрота выглядит по-цыгански грязно. Тусклое золото кажется сто лет нечищеным, закопченые иконы с еле видными ликами — грязными и т.д.
В ГК-храме тоже есть старые иконы (на фото выше как раз она), но они не влияют на общую картину, состоящую из свежих фресок и статуй. Кстати, статуи — ещё одно отличие от православных храмов.
Видимо греко-католики считают, что так библейские сюжеты лучше усваиваются.
Также отмечу, что если в православных храмах фотографировать чаще всего нельзя, то в греко-католических чаще всего можно. Совсем уж порадовала уборщица, которая не только не сказала «ходють тут всякие», но и пока я фотографировал, прекратила мыть пол, чтобы случайно не влезть в кадр.
—
Нет, я не собираюсь покреститься в греко-католики. И не призываю
Кирилла и Чаплина прочитать этот текст и тут же затеять реформу —
сидите впотьмах, на здоровье. Я просто «что вижу, то пою».