О в общем печальной особенности многих гениальных русских евреев
eriklobakh — 27.01.2023Я сейчас послушал «Колыбельную» Семёна Слепакова (раз уж многие
её обсуждали) - и с грустью подумал о печальном творческом конце
Эльдара Александровича Рязанова.
Это была первая ассоциация и, полагаю (уже поразмыслив), - наиболее
точная. Хотя и причины там разные исторически, но психологическая
суть одна.
Столь же очевидная аналогия с безусловным творческим и
интеллектуальном падением изначально гениальной русской еврейки
Аллы Борисовны Пугачёвой. Опять же - суть та же, но тут уже причина
возрастная физиологическая (у Рязанова не так).
Вот и возьмём их троих - Рязанова, Пугачёву и Слепакова - и
рассмотрим. Масштаб дарования у них может разный, всё-таки Слепаков
ещё молодой, но суть одна, повторяю.
Эльдар Рязанов бесспорно гениальный режиссёр, может не очень
тонкий, конечно, скорее попсовик, но невероятно обогативший русскую
культуру «простыми решениями».
И что с ним случилось? Это же все и без меня понимают и знают.
Десяток его гениальных и простых фильмов пришлись на период
существования в России пусть и не жёсткой, но ощутимой цензуры.
Именно в виде протеста, психологического фрондёрства, т.е. не
благодаря, а вопреки окружающей среде, - он и создал минимум
десяток шедевров.
Это ж далеко не у всех так - «при сопротивлении и в виде
внутреннего протеста», для чего, собственно, нужно нечто, чему
сопротивляешься. Огромное количество творцов, в общем где-то
процентов семьдесят, - наоборот могут творить лишь в абсолютно
комфортных условиях, когда им ничего не мешает. Ну, не знаю, -
допустим Никите Сергеевичу Михалкову ничего не мешало создавать
свои шедевры - и он ни с чем не боролся.
И вот. Последний даже не гениальный, а просто неплохой добротный
фильм у Рязанова был «Забытая мелодия для флейты» - ещё советский,
уже при отсутствии как таковой цензуры, но ещё пока при наличии
памяти о цензуре и подсознательном опасении перегнуть палку.
А что такое «перегнуть палку» в данном случае? В искусстве всё
определяется пропорциями, чувством меры. Как сказал Эйзенштейн -
главное в кинематографе - это ножницы (имеются в виду ножницы при
конечном монтаже фильма). Эйзенштейн говорил про самоцензуру,
которая у него была, про чувство меры, о приличиях, которых у
Рязанова не было, он просто от них отказался, поскольку для этого у
него существовал цензор. Рязанов отказался от главного в искусстве
творца, - и как только цензор исчез - Рязанов просто упал в
пропасть, показав себя как полную бездарность.
Всё, что было им снято после «Мелодии для флейты», - это сначала
отрыжка («Небеса обетованные»), а потом и вовсе омерзительная
блевотная масса. А ведь это тоже с десяток фильмов режиссёра,
который на тот момент в медицинском смысле не впал в маразм, у
которого не развилась шизофрения, нет, он был физически здоров. Он
просто умер как творец.
С Аллой Борисовной Пугачёвой где-то схожая история. Не будем
оценивать этот момент с нравственной стороны, оценим только с
творческой. Около сотни её ГЕНИАЛЬНЕЙШИХ песен, так же являющихся
формирующим элементом русского сознания на протяжении трёх
десятилетий (!) - в сущности проистекали из её невероятно блядского
характера.
Я тут не извиняюсь за полуцензурное слово «блядь», в конце концов
Маяковский сделал его цензурным даже для строгого советского
периода цензуры. Ведь я имею в виду не оскорбительный оттенок этого
слова, а медицинско-психологический.
Около 90% актёрских эстрадных шедевров Пугачёвой - о любви. Но не о
вечной, которая «бывает в жизни только раз» (это как раз цитата из
её песни). Хотя, кстати, - именно об этой любви. Но только она
совершенно искренне пропела «я люблю - как любят только раз»
разными словами сотню раз сотне разных мужчин от мужей до случайных
встреч на «три счастливых дня - было у меня с тобой».
Собственно, это и есть блядство, не думаю, что этому есть какой-то
более приличный синоним. В медицинско-психологическом смысле - лишь
этот термин.
Вопрос же в другом. Всем наплевать на её шашни и сексуальное
разнообразие, кому это может быть интересно из нормальных людей? Но
как она это озвучила, как выразила!!! И если не знать личности той,
кто это поёт, но просто абстрактно слушать, - то ведь реально
каждую из этих её песен может приложить на себя любая женщина, даже
не бл-дь, а и вовсе монашка, хватаясь за сердце, слыша гениальные
интонации Аллы Борисовны в словах «я люблю - как любят только
раз!», или «не отрекаются любя», или «оставь меня, но только не
теперь - когда весь мир со мной в раздоре».
С чем боролась Алла Борисовна? Очевидно, что с двумя вещами - своей
несколько избыточной сексуальной энергией, а также с очевидным
неприятием моногамности и подчинению какому бы то ни было одному
мужчине.
И вот когда уже по физиологическим причинам угасла и её сексуальная
энергия, и возникла череда мужей, которые её как женщину уж точно
никак не хотели ограничивать (ну, вы поняли о чём я), - ей не с чем
стало бороться, нечему противостоять, - и она стала просто
вульгарной и сильно не умной хабалкой, которая никак не
предрасположена к творчеству. Повторяю, - не умной женщиной она всю
жизнь была, но при этом она была гениальной певицей, которая может
сотворять шедевры - благодаря борьбе. Бороться стало нечем и не с
чем, - и гения не стало.
Наконец, Слепаков. Не тот масштаб дарования, конечно - как у первых
двух, но как артист и поэт в области именно истинно народного
творчества (пусть не высокого, но тем не менее представленного в
истории образцами от Шарля де Костера до Владимира Высоцкого), - он
безусловно был талантлив и очень глубоко чувствовал.
И что я услышал в этой его «Колыбельной»?
Наплевать мне на его взгляды, тем более лишённые всякой логики.
Человек уезжает в Израиль, страну, которая ежесекундно с момента
своего возникновения ведёт войну со всеми своими соседями, - поёт
антивоенные песни про другую страну, в реальности миролюбивую,
которая со скрипом через тридцать лет после мирного
маразматического сна - наконец начала военную операцию по
освобождению части своего народа, не более. Ну, это же правда
так.
Логики нет, это понятно. Но даже не это важно. И враги иногда поют
гениальные песни, просто у них есть своя логика. Но, что важнее, -
у них при этом должен быть какой-то нерв, который они ухватили,
какое-то единство хоть с какой-либо общностью, хоть с какой-то
культурой.
А что ухватил Слепаков сейчас? Да вообще же ничего. Это было похоже
на механическую песенку, сочинённую компьютерным переводчиком. Ну,
это как представить себе - чтоб в 1941-45гг например Вертинский бы
пел антивоенные песни, осуждая советский милитаризм. Это же не
столько не логично, сколько просто бред в медицинском смысле. И ещё
если представить себе при этом, что Вертинский бы это пел например
из Англии, которая тоже перманентно воюет.
Что это у Слепакова? Мне кажется (повторяю - это вообще вне
зависимости от чьей бы то ни было политической позиции), - что это
просто его конец как творца. Вероятно ему не с чем стало бороться -
и вот итог.
Почему именно «не с чем стало бороться»? Да просто потому, что
стиль его творчества был всегда такой - полуфрондёр, полуповеса.
Тут именно борьба с чем-то или за что-то.
Полагаю - у него скорее всего или наступила импотенция, или
попросту абсолютизмровался кризис среднего возраста. Ну, или что-то
в этом роде.
К чему я начал говорить про евреев вообще? Про часть гениальных
русских евреев. Ну, просто мне кажется (я вот сейчас перебрал в
памяти множество примеров) - именно у них (не у всех, но это именно
их это отличительная черта) стимул к творчеству - это борьба с чем
бы то ни было.
Лев Толстой ни с чем не боролся, Никита Михалков не боролся,
Шаляпин не боролся и т.д. - их шедевры наоборот от комфортных
условий.
А тут наоборот.
Вывод-то какой? Сложно сформулировать до конца. Могу лишь сказать,
что русские творческие евреи - конечно часть сокровищницы русской
культуры. Но для их продуктивного творчества - наверное им нужно
создавать какие-то сложности. Не в смысле антисемитизма,
разумеется. Ну вот не знаю что конкретно сказать, пока сам не
придумал.
Давайте подумаем вместе.
|
</> |