Прот. Димитрий Смирнов: Дело в
том, что тщеславие приступает в результате борьбы человека с любым
грехом. Из аскетической литературы мы знаем, что дьявол хочет
человека обокрасть. Как отнять у человека то доброе, что он
пытается делать? – Вызвать в нём тщеславие. Тогда все усилия
человека работают в противоположном направлении, потому что
тщеславие есть продукт гордости. Поэтому, если совершение
какого-то доброго дела у человека вызывает тщеславие, то он ничего
не приобретает, а только «надувается». Поэтому помыслы тщеславия
всегда рядом с подвижником. Надо над собой посмеяться...
Прот. Александр
Березовский: Над
своими достижениями...
Прот. Димитрий Смирнов: Да, и
Господь давно дал нам алгоритм: даже если всё исполните, говорите,
что «рабы неключимые есть мы».
Прот. Александр
Березовский: Батюшка,
ну вот я двести раз скажу, что я неключимый раб, но чувство-то
тщеславия всё равно в душе поднимается, как с чувством-то
бороться?
Прот. Димитрий Смирнов: А с
чувством – «Господи, помоги, поддержи меня, двести раз ведь уже
повторил»... Можно даже и не обращаться, Господь увидит, что ты не
хочешь давать тщеславию захлестнуть своё сердце.
Тщеславие проявляется в том, что человек обязательно хочет
рассказать, поделиться своими успехами.
Прот. Александр
Березовский: Вот
ведь не похвастаться, а именно поделиться.
Прот. Димитрий Смирнов: А
некоторые хотят даже не просто поделиться, а поделиться во славу
Божию. И готово. Иоанн Лествичник говорит, что такой человек
потерпел кораблекрушение уже в гавани. Плыл-плыл через море,
преодолел всё: и рифы, и штормы, и нападение пиратов, уже в гавань
зашел, и тут ба-бах! – и утоп. Всё уже преодолел, всё сделал, а
через тщеславие разорил корабль, утопил все товары, и сам еле
спасся... Со времен Адама дьявол не может ничего свеженького
придумать, все его хитрости стары как мир.
Прот. Александр
Березовский: Когда
человек любит всласть поговорить, ему очень легко впасть в
тщеславие.
Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.
Поэтому борьба с тщеславием – это прежде всего молчание. Ни
гу-гу о себе, тем более о каких-то своих мнимых и явных подвигах,
потому что их цена тут же девальвируется, и подвиг превращается в
свою противоположность. Чем больше ты говоришь, тем больше ты
тщеславишься. Получается, что то хорошее, что ты сделал, работает
для развития твоей гордости, и благодать Божия тебя покидает. Ты
делаешь добро, чтобы благодать Божия к тебе пришла (ведь добрые
дела – это источник благодати Божией), но через гордость ты тут же
всего лишаешься, весь пар уходит в гудок.
Прот. Александр
Березовский: Столько
затратил сил, и всё только чтобы погудеть?
Прот. Димитрий Смирнов: Ну гуди
тогда.
|