о торчащих ушах академического реализма

В искусстве той стадии, которая предшествует академическому реализму – будь то Средневековье, античность или хтонь-первобыть, - есть некоторые общие правила, настолько простые и естественные, что их никто и не озвучивает. Формулировать их понуждает только их нарушение – а в том-то и дело, что ТОГДА их никто и не нарушал.
А нарушать их стали только фейкмахеры.
Поэтому озвучиваю.
И иллюстрирую не тысячами картинок, как следовало бы, а только одной картиночкой на параграф. Остальные тысячи можно легко найти в сети, напримерздесь , или здесьнапример , или короче сами ищите.

Правило 1. Главному сюжету – главное место. Если речь об украшении утилитарного предмета, о ДПИ, то этот главный сюжет (ряд сюжетов) неизменно берёт всю ту площадь его поверхности, до которой только сможет дотянуться без риска тяжких искажений от изломов и изгибов. Орнаменту же отдается жилплощадь по остаточному принципу, дырки заткнуть и ритм поддержать-подтвердить.

Правило 2. Этот главный сюжет (ряд сюжетов) – всегда нечто значительное, достойное того, чтоб вокруг него увился орнамент. Миф, религиозный символ или нарратив, тотемный зверь, парадный портрет-икона, эпическая сцена, праздник. А «бытовой жанр» как таковой вообще не может попасть в такие сюжеты, разве что как изобразительная основа для какого-то символа, например, календарного. А не то чтобы просто так изображать доярку или сапожника. Причём чем дороже, престижней и уникальней вещь – тем более значимый сюжет избирается на роль главного. И чем дальше в глубь веков, тем правило строже - потому что тем ближе искусство к религии и магии.
Это было об иконографии. Теперь о стиле.

Правило 3. «Большая сюжетная картина» и «заполняющий дырки орнамент» выполняются одной рукой и в одном стиле, так что ритм (который и есть – композиция!) един для того и другого. Ритм, заявленный в орнаменте, переходит и в «картину», определяет меру её условности, определяет стиль, то есть правила игры, которым подчиняется художник.

Правило 4. По вышеозначенной причине в «большой сюжетной картине» не может быть каких-то стилистически непереваренных кусков, будь то предметы, части предметов или даже «пустые» участки фона (условного пространства). Могут быть куски «малопохожие на натуру», могут быть странности с пропорциями, с анатомией, с трактовкой пространства, но не может быть «сырой», «дикой», «самопальной» изобразительности, не пронизанной всеобщей музыкой.

Правило 5. Большая или меньшая детализация напрямую связана с размерами произведения и ни в коем случае не нарушает заданного ритма.
5а – если ты увеличиваешь тот или другой предмет/элемент по сравнению с неким «по умолчанию эталоном», то в этом увеличенном непременно будет либо больше деталей, либо усложненная трактовка объёма, либо то и другое разом. Особенно хорошо видно на орнаментах Будь то пальметка, акант, rinceau, любой другой паттерн – если он укрупняется, то в нем непременно, как под лупой, проступают жилки, подлистики, толщинки и изнанки, в нем идёт движение от силуэта к условной светотени, и от условной светотени к иллюзии полноценного круглого объёма. А такого, чтоб rinceau или пальметку просто механически разнесло до кинг-сайза, а деталей и более тонкой трактовки объёма не прибавилось - такого не бывает. А уж если ВМЕСТО оных в увеличенном орнаменте появляется тщательность отлизывания и ложная детализация (прибавление постороннего вместо развития основного) – это верный признак подделки.
5б – это уж виднее не на орнаменте, а на «картинах», на трактовке различных самостоятельных объектов. В их изображениях сначала, в первую голову, удовлетворяются требования композиции, т.е. сохранения однажды заданного ритма, а уж потом – и ни в коем случае не в ущерб вышеозначенным требованиям! – решаются задачи более тонкого, «сверхдолжного» сходства с натурой. Если художник ещё не способен сообщать соответствие этому ритму тем «реалистическим» новшествам, которые он мог бы ввести – то он от таких нововведений отказывается. Или даже так – неспособность художника «разыграть такой-то объект по правилам» = неспособности его изобразить.
«Сырой изобразительности», не включенной в игру по правилам, в этом искусстве просто не бывает.
=========================
Ну вот – базовое-очевидное. Желающие могут с азартом искать объекты, где вышеизложенное не работает. Если найдёте такие, где нарушается хотя бы одно из правил, - несите сюда
А странноватенький забелинский вазончик, в котором ни одно из этих правил не соблюдается, я сама принесу.

Из-за него и писала.
|
</> |