О том, как я смотрел "Последнее искушение Христа"

В 1996, кажется, году его по НТВ показывали.
Я тогда уже был церковнослужащим со стажем на одном из московских приходов. Успел пройти, наверное, все возможные послушания (алтарник, ризничный, чтец, певчий и пр.) и стал псаломщиком. "Типикон" я в то время знал почти наизусть. В последовании богослужений ориентировался - дай Бог каждому. С семинарией, правда, вышел облом. По причине женитьбы на разведённой (с ребенком). Учился в Свято-Тихоновском...
Вокруг "Последнего искушения Христа", как известно, кипели аццкие страсти. Люди пикетировали "Останкино". На приходах бурно обсуждали "сатанинский НТВ". Но это было имеенно обсуждение. Потому что общего мнения не было, было - доминирующее (критическое). Разделять его было необязательно. Я, например, будучи псаломщиком, его нефига не разделял: всем и всегда говорил, что бороться с фильмом такого мастера, как Скорцезе - дикость, и что сам я его обязательно посмотрю.
Наступил долгожданный вечер. Фильм я посмотрел. Был потрясён
"картинкой", игрой Дефо и музыкой Питера Гэбриэла. Наутро я
делился впечатлениями об увиденным на своём приходе. В том числе,
со священниками. Из них, по-моему, только игумен Инокентий (Павлов)
фильм смотрел. И тоже не скрывал этого...
...
Вот как-то так выглядела церковь, которую мы потеряли.
Церковь которая была не "духовной основой государственности", а
просто церковью.
Церковь, которую вы потеряли,
потому что никогда не имели...
P.S. С годами я стал относиться к этому фильму гораздо
критичнее. Вернее, не к самому фильму, а к роману (работа Скорцезе
всё ж таки абсолютно безупречна!). Казанзакис, по-моему, дико
переоценен...
Художник может себе позволить многое. Почти всё. Но за базар нужно
отвечать. Вольность в обращении с евангельским сюжетом и образами
должна быть оплачена художенственной достоверностью. А с этой точки
зрения, Казанзакис, на мой взгляд, банкрот. У него получилась
какая-то декадентская шняга, а не новое прочтение. Не стоило и
начинать.