О том, как О.Тихон Шевкунов вынес мозг Галине Юзефович

топ 100 блогов moskalkov_opera24.06.2012
Любопытная заметка в "Итогах". Извините за мои реплики коричневым, дорогие блогоприятели!)

Если бы не шорт-лист премии «Большая книга», едва ли у меня когда-нибудь дошли руки до книги архимандрита Тихона «Несвятые святые». Несколько месяцев подряд я с легкими угрызениями совести и изрядной долей удивления наблюдала ее в списках бестселлеров московских книжных магазинов, но взяться и прочитать не могла.
Чудовищный звон, стоявший вокруг истории с Pussy Riot, а кроме того, шокирующие высказывания протоиерея Всеволода Чаплина (С этим пора разобраться отдельно! Что за высказывания такие!))и антилиберальные филиппики (либерализм по умолчанию свят) )
иерея Александра Шумского с большим запасом выбирали мою внутреннюю квоту, отведенную под религиозную проблематику.
А короткий список «Большой книги» тем самым с блеском доказал тезис о безусловной полезности литературных премий.

Во-первых, «Несвятые святые» — просто очень хорошая книжка: трогательная, местами смешная, местами грустная, населенная множеством обаятельных персонажей. Книга, рассказывающая о вере самым понятным способом — через верующих людей, и, соответственно, наоборот — о верующих людях через их веру.
Но главное ее достоинство с моей — в данном случае совершенно не профессиональной, а сугубо читательской — точки зрения состоит в том, что она позволяет решить очень важную нравственную дилемму, актуальную, я думаю, не для меня одной.

Не нужно иметь семь пядей во лбу для того, чтобы понять: такая огромная организация, как Русская православная церковь, не может состоять исключительно из носителей ультраконсервативной идеологии, взгляды которых кажутся либерально настроенной публике категорически неприемлемыми, чтоб не сказать — потенциально опасными. (см. выше)) )

Таких людей в церковной среде наверняка не больше, чем в среднем по больнице или микрорайону. (мечтать не вредно!) ) Однако официальный медийный имидж, который почему-то избрала для себя Церковь в последние годы, отталкивает очень многих (меня в том числе (а меня почему-то нет)) ) не столько в силу причин духовного, сущностного характера, сколько чисто эстетически.
Разглядеть за спинами одиозных Чаплина и Шумского, вещающих о необходимости суровой расправы над девицами из Pussy Riot (Вот так рождаются мифы. Где конкретные заявления? О каких расправах?)
или о чем-нибудь еще более странном (вспомним хотя бы пресловутый православный дресс-код - а что страшного?), обычных нормальных людей, из которых, собственно, и состоит Церковь, сложнее с каждым днем — по крайней мере, для людей невоцерковленных.

Именно эту функцию — показать то, что ставить знак между Церковью и ее медийным образом решительно не следует, — и выполняет книга архимандрита Тихона. «Несвятые святые» рисуют Православную церковь такой, какой она, вероятно, в самом деле является — человечной, разнообразной, живой. И такой, какой — если судить по тиражу, перевалившему за 30 000 экземпляров (передо мной лежит 4-е издание, где написано 300 000!), Церковь хотят видеть очень и очень многие в нашей стране. Однако в связи с этим возникает вопрос: почему сама РПЦ не использует свой мощнейший ресурс (Какой? Знать бы о нём?) для продвижения книги архимандрита Тихона? Почему популяризацией православного бестселлера занимается институт сугубо светский — литературная премия? (А что, западло?!) )

Конечно, логично возразить, что «Несвятые святые» — это не теологический трактат, а чистая литература, поэтому и судить ее надлежит исключительно по литературным законам. И это, конечно, верно: книгу Тихона оценили (и, я уверена, еще оценят) и читатели, и критика.
Однако то обстоятельство, что Церковь, de facto позволяя вещать от своего имени всевозможным чаплиным, отказывается публично солидаризироваться со светлой, толерантной и — надеюсь, мне простят это слово — истинно богоугодной позицией Тихона (только-лишь доверяет ему возглавлять крупнейший монастырь, семинарию,  комитет культуры при Патриархии и т.д. и т.п.), кажется мне странным. Просто проассоциировав себя с героями «Несвятых святых», РПЦ могла бы решить множество своих имиджевых проблем.

Провидение (или судьба, как кому больше нравится) даровало церковному священноначалию инструмент для строительства моста, способного связать светскую и православную среду, наладить между ними диалог. Жаль, что этот инструмент не используется.

Да, бедная Галина Юзефович? У неё разрыв мозга. Вот именно эта, описанная у О.Тихона, Церковь не слишком-то разделяет либеральные ценности в массе своей.

Может быть, что-то не так с либеральными ценностями, Галина?)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Новые правила проживания в квартиреОнищенко утвердил новые правила проживания в квартире МОСКВА, 15 августа.В В РФ вводятся новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. ...
 Я обратил внимание, что очень многие в выборе профессии идут по стопам своих родителей, причем речь идет об таких областях, как наука, медицина, юриспунденция, гда протекция скорее всего отсутствовала. То есть, шли за родителями не потому, что родители их проталкивали или могли ...
Опять (в который уже раз?) хотят протащить через раду закон о так называемом "врачебном самоуправлении" Длинно тут Коротко если выбросит пафос и самовохваления умс, но по делу: Помимо иных бед на нашу голову, появится группа товарищей неформально назначенных сверху, а по факту ...
Пошёл прогуляться по своей деревне. Не спеша. Обозревая всевозможные достопримечательности. Давно не гулял, вдруг чего упустил нового. Дошёл до угла двух улиц, смотрю, на улице ...
Я ждал реакцию Госдепа США на случившееся в Турции. Очень ждал. Мне было интересно то, каким образом они станут отмазываться от произошедшего. Что же такое они скажут мировой общественности и на брифинге своим журналистам?! Ждать пришлось недолго и честно говоря, услышанное меня абсолютно ...