О Театральной мафии в СССР
vagant — 23.05.2016 Доступ к культурным ценностям в советское время был крайне ограничен для основной массы населения.Про "Жизнь без книг" в Советском Союзе я уже рассказывал. Сегодня расскажу про жизнь без театра. Как только где-то возникает дефицит, распределением начинают заниматься криминальные структуры.
Фото из интернета
01. В этих папках на фото хранятся сотни театральных программок. Все эти спектакли я посетил, поэтому рассказывать буду не с чьих то слов, а от себя лично. Я не был на верхушке этой мафии, но и не в самом низу.
Все популярные театры в Москве были поделены между определенными группами людей, которые контролировали распродажу билетов в этих театрах. Распродажи в театрах происходили с какой-то периодичностью, обычно один раз в неделю или один раз в десять дней. Назывались эти группы по названию театра, то есть "группа Большого театра", "группа театра на Таганке", "группа Современника".
02. Самую нижнюю ступень этой пирамиды составляли студенты московских ВУЗов, главным образом те, которые проживали в общежитиях, потому что они были более мобильны и более мотивированы, нежели москвичи. Каждая театральная группа опиралась на какой-то ВУЗ, но какая на какой я уже не помню.
Эти студенты обычно создавали массовку, занимая места в очереди примерно с 20 по 50-80 в зависимости от театра. Места на распродажах с 1 по 20 обычно были привилегированными и отдавались либо очень важным людям, либо представителям других театральных групп в порядке обмена.
Попасть обычному человеку в начало очереди при распродаже билетов было практически нереально.
03. Вторым уровнем театральной мафии были люди, которым доверялось проводить переклички списков, проводить непосредственно распродажи, либо ездить выкупать билеты в других театрах. Я был участником этого среднего звена театральной мафии театра "Современник".
Речь пойдет о второй половине семидесятых годов прошлого столетия.
04. А как же попадали в эту очередь обычные люди? Расскажу на примере "группы Современника", в которой я состоял. Во время театрального сезона существовали постоянные списки людей, в которые мог записаться любой желающий. Один раз в десять дней, а может один раз в неделю проводились переклички. Эти переклички проводились необязательно у самого театра. Например, хорошо помню, что часто это происходило в саду "Аквариум" у театра Моссовета.
05. В принципе, в театр мог попасть любой желающий, но перекликаться нужно было довольно длительное время. Напомню, что первые 50-80 человек, в зависимости от популярности театра, занимали "свои" люди. Учитывая, что в свободную продажу поступало ограниченное количество билетов на каждый спектакль, то обычные зрители могли купить билеты далеко не на все спектакли.
Например, билеты на балет "Спартак" в Большом театре или на спектакль "Двенадцатая ночь" в Современнике до рядовых участников очереди практически не доходили.
06. Если после проведения переклички, я видел, что кто-то на нее не пришел, я должен был вычеркнуть этот номер из списка, но обычно мы поступали по-другому. У "нашего уровня" тоже были "свои люди", и мы вставляли их в эту очередь вместо того, кто не явился на перекличку. Эти люди покупали в день распродажи две пары билетов в кассе, а одну из этих пар отдавали затем тому, кто вставил их в эту очередь.
Среди таких "наших людей" было много студенток-любительниц театра, одна из них впоследствии стала моей женой.
07. Несколько слов о распределении билетов среди участников группы-мафии. В большинстве театров на распродаже каждому покупателю можно было купить всего две пары билетов. Я не знаю точно на каких условиях работал самый низший уровень, но несомненно какую-то часть выкупленных билетов они оставляли себе, а какую-то часть сдавали своим руководителям.
Участники групп моего уровня обычно не отстегивали начальству ничего. Считалось, что мы отрабатываем это своим трудом. Отдавали мы что-то только в том случае, если нас направляли на распродажу в другой театр, где нам выделялись места в привилегированной части очереди.
08. Различные театральные мафии жили относительно мирно друг с другом, но иногда и у них возникало желание провести некоторые мероприятия по переделу собственности. Происходило это обычно так. В ночь перед продажей билетов в том или ином театре непосредственно у касс дежурила группа студентов, чтобы никто не посмел создать новую очередь или завести новый список.
Иногда под утро приезжала другая группа студентов из другой мафии и пыталась организовать свою альтернативную очередь. К стоявшим около закрытых дверей театра применялись методы физического воздействия, но без крови и откровенных драк. Обычно просто хватали кого-то за какую-нибудь часть тела или одежды и вытаскивали из очереди.
Называлось это мероприятие "снос очереди".
Иногда передел собственности удавался, иногда нет.
Наличие билетов какого-то дефицитного театра позволяло мне посещать и другие хорошие театры. У нас были замечательные отношения с ребятами из некоторых других мафиозных групп, и мы обменивались с ними билетами.
Чтобы не занимать много времени читателей пришлось проигнорировать следующие моменты распределения театральных билетов в Советском Союзе:
1. Другие способы покупки билетов в театр
2. Продажа билетов на эстрадные концерты.
3. Спекуляция театральными билетами.
4. Борьба правовых органов с театральной мафией.
И последнее - в театр я сейчас не хожу).
|
</> |