О святителе Иоанне (Максимовиче)
rocor_observer — 12.10.2024 Сегодня празднуется память обретения мощей святителя Иоанна (Максимовича). И в связи с этим я решил разместить отзыв о нём современного миссионера иерея Георгия Максимова, председателя миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки:«Мне довелось посетить почти сотню стран и в каждой из них были наши соотечественники. В какой-то момент я вдруг понял, что, на самом деле, не так много народов, рассеявшихся буквально по всему земному шару. Русский - один из них. Сегодня день памяти святителя Иоанна (Максимовича). И он как раз говорил о провиденциальном смысле русского рассеяния:
«Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь к спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса (в значительной части бессознательно) является проповедницей Православия.
Русским за рубежом дано по всей вселенной светить светом Православия, дабы другие народы, видя добрые дела их, прославили Отца нашего, Иже есть на небесах, и тем снискали себе спасение»...
И это так. Зачастую именно русские православные общины становились и становятся точкой опоры для возникновения православной миссии в той или иной стране.» (ссылка)
Одна из многочисленных икон святителя Иоанна
-------------------------------
Слова хорошие и правильные, но, к сожалению, они отражают скорее то, что должно было быть, чем то, что реально было в истории русского православия. Да, русские беженцы первых двух волн (с третьей и четвёртой волнами всё сложнее), оказываясь на чужбине, всегда начинали основывать приходы и, по мере возможностей, строить храмы. Вот только, во-первых, они первые десятилетия своего беженского бытия не занимались никаким миссионерством, ожидая скорого возвращения на Родину. Во-вторых, русская эмиграция, к великому прискорбию, отличалась немалой склочностью. Уже к 1927 году русское церковное зарубежье распалось на три части:
1) Собственно РПЦЗ.
2) «Евлогиане»: в 1927–1930 годы в Московском Патриархате, с 1931 по 1965 год — под Константинополем, 1965–1971 — в самостоятельном плавании, с 1971 по 2019 — вновь под Константинополем, с 2019 года основная часть — вновь в Московском Патриархате, но многие разбрелись кто куда.
3) Северо-Американская митрополия: с 1927 по 1935 годы — в самостоятельном плавании, с 1935 по 1946 — автономия в составе РПЦЗ, с 1946 по 1970 годы — в самостоятельном плавании, с 1971 года — Православная церковь в Америке, признанная как автокефальная церковь Москвой, но не греками.
4) С начала 1930-х к ним добавились и зарубежные приходы Московского патриархата. Долгое время они были крайне немногочисленны, малы и очень бедны. Кстати, призывы классиков РПЦЗ не ходить в «советскую церковь» относились именно к ним. Горькая ирония состояла в том, что даже найти такой приход в силу указанных причин было делом нелёгким (интернета ведь не было), не говоря уже о том, что членство в нём никаких почестей не сулило.
Были ещё и обновленцы, и униатская миссия (т. н. «русский апостолат», или, как я его называю, «русский апостатолат»), но ни те, ни другие не добились каких-либо значительных успехов. Все эти структуры, за исключением «евлогиан», сумевших ужиться с ПЦА, сильно враждовали друг с другом, не стесняясь бросаться друг в друга самыми жестокими обвинениями. Раскол прошёл и сквозь семьи, члены которых подчас даже не разговаривали друг с другом. Увы, ни одна из «волн» русской эмиграции не явила собой образец христианского единения. И взаимное озлобление, всегдашний поиск «древесины» в глазу представителей враждебного лагеря очень сильно ослабляли христианское свидетельство. Чтобы не быть голословным, приведу один пример. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в Лондоне в одном и том же храме служили два в будущем знаковых деятеля русского зарубежья: архимандрит Виталий (Устинов) и иеромонах Антоний (Блум). Служили они поочерёдно, так как РПЦЗ и Московский патриархат друг друга не признавали. Так вот, однажды архимандрит Виталий разоткровенничался и заявил иеромонаху Антонию: «Если быть вежливым, то вы не священник, а если прямо, так вы служитель сатаны». До миссионерского ли свидетельства тут? Хорошо бы, если кто-то взялся подсчитать, сколько этих эмигрантских приходов со временем зачахло из-за внутренних дрязг и нежелания заниматься миссионерством среди местных. Счёт идёт явно на сотни!
Но вражда вспыхивала не только между юрисдикциями, но и внутри РПЦЗ. Так, в начале 1960-х годов, на фоне выяснения того, кто будет следующим первоиерархом, РПЦЗ сотряс мощный конфликт между сторонниками святителя Иоанна с одной стороны и сторонниками архиепископа Никона (Рклицкого), поддерживаемого «серым кардиналом» РПЦЗ протопресвитером Георгием Граббе, с другой. Конфликт оказался чрезвычайно жёстким, святителю Иоанну досталось даже от собственной паствы в возглавляемой им Западно-Американской епархии, значительную часть представителей которой святитель Иоанн вывез из коммунистического Китая, спасая им жизнь. И вот в качестве благодарности эта самая паства стала гнобить своего архипастыря. К хору хулителей святителя Иоанна тогда подключился уже упомянутый Виталий (Устинов), в то время архиепископ. Сейчас апологеты «осколков» РПЦЗ об этом вспоминать очень не любят, но из песни слов не выкинешь. И вот мне трудно отделаться от мысли, что трагический исход жизни митрополита Виталия (Устинова) после 2001 года, когда уже не он сам собой распоряжался, а им распоряжались как хотели — это в том числе расплата за гонения на святого.
В целом жизнь святителя Иоанна (Максимовича) была скудна комфортом и почестями, зато богата на непонимание того, что он делал, а также на несправедливые обвинения и интриги против него. Но всё это он конечно же с честью вынес, не уронив своего достоинства и не озлобившись. Но нельзя не заметить, что если бы этих неправедных гонений против него не было, то, несомненно, он как миссионер смог бы сделать намного больше! И лишь после его смерти РПЦЗ осознала необходимость миссии, а не просто сохранения России на чужбине. А мы, помня о трудах и праведной жизни святителя Иоанна, торжественно пропоём: «Величаем тя, святителю отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!»
|
</> |