О священниках, похоронных агентах и ритуальных услугах
ogniyara — 28.05.2010 Меня удивляют люди, работающие в ритуальной сфере. Причем не выбором объекта - провожать умерших в последний путь с древнейших времен было важным и почетным делом - а отношением к нему. Такое ощущение, что они никогда не хоронили близких и верят в собственное бессмертие. Иначе чем можно объяснить (порой вопиющие) пренебрежение к мертвым и стремление как можно больше нажиться на живых?Сейчас просто похоронить (без поминок, памятника и т.п.) умершего на самом обычном кладбище стоит минимум 25тр. На кладбище Александро-Невской лавры, думаю, на порядок дороже. Что не мешает наместнику и братии, устроив в парадной части комплекса роскошные цветники, не восстановить на самом кладбище ни одной часовни. Склепы 19го века, с провалившимися от времени полами, использовать вместо мусорных ям. А те, где полы уцелели - вместо кладовок для инвентаря.
К живым отношение не сильно лучше. Меня поразила одна мелочь: отсутствие на ступенях Троицкого собора рельсов для инвалидных колясок. А ведь люди приезжают и привозят близких в храм молиться об исцелении. Но, если никто не поможет, к Дом Божий они попадут с огромным трудом.
При мне женщина привезла на коляске дочь с тяжелой формой ДЦП, исключающей возможность самостоятельно стоять. Пока мать поднимала наверх кресло, я держала девочку. Никто из монахов, видевших происходящее, но очень торопившихся встречать приехавших с визитом военных, даже не замедлил шаг.
Родственники умерших же, по моему, вообще воспринимаются как некий эквивалент ресурсов. Бабушка знакомого, родившаяся еще при царе, очень религиозная женщина, люто презирала, как она их называла, попов. Когда умер ее отец, настоятель сельской церкви за отпевание и погребение запросил мешок зерна - все запасы семьи на зиму. Повторюсь, семья была очень религиозная, т.е. для них выбор был страшен: либо обречь душу любимого человека на Ад, либо сохранить себе жизнь. Священник это знал.
Судя по тому, каким предстает образ служителя церкви в произведениях классиков, этот случай вряд ли был единичным.
Большевики устранили священников, ввели институт ритуальных услуг. Но работать в него пришли еще худшие люди. На днях послушала по радио передачу о Блокаде. В числе прочего пережившая ее женщина рассказала о том, как они хоронили отца. За гроб и выкопанную могилу они заплатили 1,5 кг (полтора килограмма) хлеба. На секундочку: норма хлеба для рабочего составляла 350 граммов, для всех остальных - 200 граммов. Т.е. люди, трудившиеся для выживания города и побед армии, вынуждены были отдавать свою еду за 4,5 дня тем, кто потратит на работу от силы пару часов. Кто-то отдавал, кто-то нет, но у тех, кто выжил, эта дилемма, думаю, вспоминается как один из самых страшных эпизодов Блокады.
Это не значит, что в мире нет истинно верующих священников или же честных похоронных агентов. Но, увы, абсолютное большинство из виденных мной вызывает только одну мысль: и как их только земля носит?!
ОФФ: ввиду разгоревшегося срача в комментах поясню. Я считаю: "назвался груздем - полезай в кузов". Т.е., если ты священник, будь добр являть собой образец для мирян во всем, в том числе и в повседневной жизни. Если не можешь - не берись. Именно поэтому меня покоробила ситуация в Лавре.