О свободе

Люди уже давно привыкли воспринимать свободу как безусловную, абсолютную ценность. Все, наверное, помнят знаменитую фразу Юлия Цезаря: "Вообще люди от природы стремятся к свободе и ненавидят рабство". Впрочем, думаю, Цезарь лишь записал то, что подсказал ему Центурион Эвиденция.
Не буду отступать от традиции и я. Действительно, свобода - важнейшая штука. Но не следует забывать, что у неё есть много, так сказать, ипостасей.
Самая очевидная из них - свобода политическая (в её очевидности и состоит сила либерализма). В самом деле, если человек является членом общества, то он уже в силу этого имеет право на власть - на участие в определении судьбы общества, а через это и своей собственной судьбы. Будем, следуя Аристотелю, трактовать человека как политическое животное. Всякая же власть, происходящая не от граждан - преступная и тираническая.
Но предположим, что такой власти нет, и политически люди обладают полной свободой. Однако при этом у себя на работе они совершенно бесправны и зависимы от произвола нанимателя. В стране существует государственная религия, которая имеет огромные привилегии и всячески навязывается гражданам. Власть тщательно контролирует их частную жизнь - шоб никакой безнравственности. И всё это обеспечивает правительство, избранное ну абсолютно демократически.
Поэтому, говоря о свободе, нельзя зацикливаться только на каком-то одном её аспекте. Уж если освобождать человека - то освобождать во всех отношениях.
Да, верно - корень любого угнетения есть угнетение социально-экономическое. Но именно что корень. Освобождение от него должно одновременно сопровождаться и установлением политической демократии, и свободой совести, и неприкосновенностью частной жизни, и ликвидацией национального неравноправия... Да мало ли в каких сферах человек угнетён?
Подлинная левизна, по моему скромному имху, состоит в понимании единства всех этих свобод - и в готовности бороться за все.
Да, повторюсь, главное - освобождение от частной собственности, эксплуатации и отчуждения. Но сосредотачивать всё внимание только на этом, пренебрегая всеми другими свободами - грех, ересь и душе погибель вечная.