рейтинг блогов

О строительстве московского метрополитена. Со щитом

топ 100 блогов natalia_goodler12.03.2022
О строительстве московского метрополитена. Со щитом

Начало здесь

Итак, изменить ситуацию с прокладкой тоннелей помогло применение проходческого щита.

В 1818 году английский инженер Марк Брюнель придумал и запатентовал проходческий щит, проталкиваемый под землёй домкратами. По легенде, Брюнель позаимствовал «принцип работы» корабельного червя, за которым мог наблюдать во время службы на флоте. Червь буравил дерево головой покрытой жёсткой раковиной, оставляя за собой на стенках «тоннеля» гладкий защитный слой извести.

Российский император Александр I обращался к Брюнелю с просьбой о проектировании тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Поработать в России изобретателю так и не удалось. Император решил построить в намеченном месте мост.

А вот под Темзой тоннель был построен.  Работа была организована так: 36 шахтеров выбирали грунт, каждый в своей ячейке, после этого щит продвигался на несколько сантиметров вперёд. Из Темзы, которая находилась совсем близко от свода постоянно просачивалась вода. Тем не менее, строительство  закончилось, более чем успешно. В первый же день под Темзой прошли 15 тысяч человек, а Великобритания по праву стала считаться первопроходцем щитовой проходки, простите за каламбур. Сам метод получил название «лондонский».

В Москве подобный щит использовали в 1934 году на прокладке сложного участка между Лубянкой и Театральной площадью. Щит закупили в Англии. Консультантом пригласили американского инженера Джорджа Моргана. Тот заявил, что щит не сможет проходить больше 75 см за сутки. Столичные метростроевцы не согласились с Морганом. Они преодолевали более четырёх метров, увеличив производительность щита в 5 раз!

Сегодня скорость строительства выше в десятки раз.  Основные производители современных машин: Herrenknecht, Wirth оба Германия, канадский LOVAT, Robbins США, Hitachi Ltd Япония.

Один из примеров современного оборудования: тоннелепроходческий комплекс ZTE DZ-777 "Победа". Изготовлен в Китае специально для Москвы по техническому заданию, разработанному московскими специалистами с учетом гидрогеологических условий, в которых ему предстоит работать.

О строительстве московского метрополитена. Со щитом

Длина подобных комплексов до 100 метров, вес больше сотни тонн. Машину собирают на месте в специально подготовленном котловане (монтажной камере), размером с футбольное поле. Разбирают после прокладки, в такой же камере, чтобы потом отправить на строительство нового тоннеля. Одна из самых трудоёмких и уникальных операций, связанных со сборкой тоннелепроходческого комплекса, была при строительстве станции метро «Деловой центр». Требовалось оборудовать камеру для щита длиной более 90 метров, но из-за недостатка места машину смонтировали на площадке в 20 метров шириной и 8 метров длиной, опуская кольцо за кольцом под землю.

О строительстве московского метрополитена. Со щитом

Щиты не только роют подземный коридор, но и укрепляют его, оставляя за собой готовый тоннель. Своды формируются из чугунных тюбингов весом 2,5 тонны. Готовое кольцо тоннеля состоит из шести тюбингов. Пройти 350 метров в месяц считается хорошим показателем. Щит работает круглосуточно. Строители в три смены. После того как подземный ход полностью готов,  укладывают рельсы и подводят инженерные сети. 

Самое неприятное в работе проходчиков - плывуны. В 30-е годы, впервые столкнувшись с проблемой, инженеры применили рассольную систему заморозки грунта. Водный раствор хлористого кальция (рассол) подавался из холодильных машин. Замороженный рассолом грунт выдерживал давление пород и противостоял грунтовым водам. 

Не так давно применялась заморозка грунта жидким азотом при строительстве перегона «Парк победы» - «Ломоносовский проспект». Оба этих способа- дорогое удовольствие, да к тому же требуют достаточно много времени. Разработана более экономичная технология струйной цементации грунтов-jet grouting. Цементный раствор подается под давлением, одновременно разрушая и перемешивая грунт. После этого в земле образуются твердые цилиндры -колонны до 2 м диаметром.

О строительстве московского метрополитена. Со щитом

Тех. данные источник

Продолжение следует.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В новогодние праздники многих так и тянет нагадать или даже наколдовать себе будущее счастье, даже тем, кто ни в какую мистику не верит. И это неслучайно. Начало любого цикла - сенситивный период для закладки этого самого цикла, и люди это всегда интуитивно улавливали. Как первый в ...
Было много всяких дел и делишек,а сейчас пойду по рукам  по дружественным блогам. И на днях копала картошку на участке и за это картоха меня поздравила С Днём всех влюблённых,за что я её благополучно и благодарно съела,да... И насчёт того,что картошку у нас круглый год копать ...
Мой друг, Виталя, спросил: Вот почему я испытываю просто физическое отвращение ко всем шмоткам с этим лого? А к одежке-обувке с трилистником, наоборот, какое-то магическое притяжение. ...
доброе утро, девушки! нет, я не буду задавать глупых вопросов, нужно ли автокресло. и ежу понятно - необходимо! у меня вопрос другого плана. меня очень смущает, что даже в кресле 0+ ребёнок, судя по конструкции приспособления, находится полу-сидя. не ...
Мобильное приложение Zenly , предназначенное для отслеживания местоположения друзей, внезапно набрало популярность среди россиян. Сервис занял третье место по числу скачиваний во втором квартале 2021 года. Об этом свидетельствуют данные аналитиков. Не только государство может ...