О Страстной седмице

топ 100 блогов 30.03.2010
О Страстной седмице

О Страстной седмице

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.
Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.
Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы.
Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.
Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или предсказано, а в Новом - изображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.
Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения.
Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.
Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым.
В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.
Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие.
Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы.
Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершались.
Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.
Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности.
Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.
В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина.
Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».
Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.
Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы.
Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.
Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу.
Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. В эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия.
Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре.
При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами.
При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением... Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним.
Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия.
Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять?
Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой; как был снят с креста и погребен... Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве.
И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира?
Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни.
После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это...
Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.
Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря - говения, для достойного причащения Святых Тайн в эти великие дни.
И как же не говеть в дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа?
Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя.
Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям.
Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение.
Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу.
Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

Московский Сретенский монастырь
© Составление, набор, верстка, оформление «Новая книга», 1997



На Руси - начало Страстной седмицы.

С Великого Понедельника Страстной седмицы на Руси наступало время глубочайшего покаяния и молитвы. Становилось тише. Прекращались ссоры, ругань и всяческая грубость. Все старались быть добрее по отношению друг ко другу и стремились совершить как можно больше добрых дел.

Особой традицией был сбор денег для выкупа из тюрем должников. Люди собирали деньги для заключенных и больных, которых тогда называли "несчастненькими", и посылали в тюрьмы и лечебницы кто сколько может. Московские булочные получали заказы от жертвователей на тысячу, две, а то и больше калачей и саек, которые развозились арестантам. При этом не забывались и караульные солдаты из квартировавших в Москве полков.

В Церкви в этот день читаются евангельские притчи о бесплодной смоковнице и о талантах, напоминающие о том, что Господь ждет от каждого из нас посильных плодов - плодов веры, любви и милосердия. Зарыть свой талант в землю, быть пустоцветом - особенно страшно!

В первый день Страстной седмицы в Кремле начинали варить миро. Вначале святое миро получали на Руси из Греческой Церкви, из Константинополя. Однако существуют свидетельства, что уже в 1631 году миро изготавливали в России, причем не в первый раз. И поскольку нужные составляющие можно было достать только в царской аптеке, Собор 1675 года указал заготавливать миро для всей Руси в Москве, рассылая его потом по епархиям бесплатно. В 1683 году по приказу патриарха Иоакима был переведен с греческого особый "Чин сочинения и священия святого мира...", напечатанный в 1767 году и, с небольшими поправками, сделанными в 1853 году, совершающийся по сей день.

С 1763 года и до октябрьского переворота этот чин совершался в особой Крестовой палате Патриаршего дворца (XVII век), потому и называвшейся Мироваренной. А затем, после довольно продолжительного перерыва, с середины 40-х годов - в старом соборе Донского монастыря.

В Православной Церкви святое миро употребляется в трех случаях: после Крещения, при освящении храмов и над Государями при короновании. Состав его насчитывает от сорока до семидесяти пяти компонентов. Само описание мира звучит необычайно поэтично: елей, вино белое виноградное, стиракса, ладаны - росный, простой белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, трава базилика, корни - фиалковый, белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный, масло мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин (скипидар) венецианский, благовонные масла - бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое.

Сегодня, как и несколько веков назад, утром Великого Понедельника Патриарх трикирием (переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы) возжигает под мироварною печью огонь и начинает чтение Евангелия, которое потом продолжает читаться чередой непрерывно сменяющихся священников. Диаконы в это время помешивают состав особыми веслами. В Великую Среду крестообразно, трижды по трижды, в миро добавляют последние необходимые вещества, и состав разливают по сосудам. Мироварение не случайно заканчивается в Великую Среду - в этот день Церкви вспоминает, как грешница помазала Господа миром, читая об этом евангельское повествование.

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, после заамвонной молитвы, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В Великий Четверг в главном московском соборе во время литургии совершается освящение приготовленного мира, в алавастре (сосудец, в котором держали миро, жидкие масти и ароматы), где хранится святое миро еще от апостолов Христовых: в него каждый раз вливается некоторое количество свежего мира.

В первые три дня Страстной седмицы Православная Церковь подготавливает верующих к достойному душевному и духовному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает всех верных на Божественный праздник спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, чтобы мы могли видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает нас идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним войти в Царство Небесное.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Замечательная серия RSA Animate (english) O мотивации (в которой деньги играют не такую уж большую роль). Исследование финансируемые FEDом показали, что только физический труд стимулируется деньгами.Традиционный менеджмент ( морковки/палки) хоpош ...
Истеричка Мэй выслала из Англии 23 российских дипломата. Из 58 действующих. И станцевала еще ряд угрожающих па.       Путин, конечно, джентльмен. Но такое качество против стервы не работает. Можно попытаться утихомирить такую битием горшков с ее любимыми цветами. Как ...
Сегодня в честь Дня защитника Отечества прошла торжественная церемония у стен Кремля, в которой приняли участие ветераны ВОВ и российские государственные и политические деятели, в том числе лично глава государства. Президент нёс в руках красные гвоздики, символ отваги и невинно ...
Иногда дети мечтают поскорее вырасти - для того, чтобы самим решать, когда и что есть, во сколько ложиться спать, как отдыхать и чему учиться, а чему - не учиться. Взрослые люди, устав на работе, приходят домой - и каждый по-своему отдыхает, у всех свои способы переключиться на ...
Сегодня - 15 января. В этот день родились Жан Батист Мольер, Александр Грибоедов, Архип Куинджи, Софья Ковалевская, Мартин Лютер Кинг, Осип Мандельштам, Аристотель Онассис, Максим Дунаевский, Егор Кончаловский, latinyanin , neliok и я :) Покопалась в архивах, нашла ...