О страдании и смирении
persona_grata — 23.11.2013 Восстанавливаю ранее написанный, а затем удаленный мной пост.В переведенном мной отрывке из книги Сомерсета Моэма Writer's Notebook автор спорит с теми, кто считает страдание и смирение опытом, очищающим и обогащающим душу. Свои мысли автор развивает на примерах Прометея и Христа.
У меня не вызывает ничего, кроме ужаса, культивирование страдания в литературе, которое в последнее время стало столь модным. Отношение Достоевского к этому не вызывает у меня симпатии. Я видел в свое время немало страданий и немало пережил сам. Когда я был студентом-медиком, мне довелось в стенах больницы Св. Фомы наблюдать действие страданий на самых разных пациентов. Во время войны у меня был аналогичный опыт, а кроме того, я видел и последствия страданий психических.
Я заглянул в свое собственное сердце. Никогда мне не казалось, что страдание улучшает характер. Очищающее и облагораживающее влияние страдания – это миф. Самое первое, что делает страдание с людьми, - сужает их. Люди становятся эгоцентричными. Их тела, их непосредственное окружение приобретают важность, которую нельзя назвать разумной. Они делаются капризными и сварливыми. Они придают значение пустякам.
Я страдал от бедности и от мук неразделенной любви, от разочарований, утраченных иллюзий, недостатка возможностей, недостатка признания и от несвободы; и я знаю, что эти страдания делали меня завистливым и немилосердным, раздражительным, эгоистичным, несправедливым; процветание же, успех, счастье сделали меня лучше.
Здоровый человек использует все свои способности, он счастлив сам по себе и является источником счастья для других; его богатая жизненная энергия дает ему возможность использовать и развивать те дары, которыми его наделила природа; крепнущий интеллект обогащает его глубиной мысли; его воображение позволяет выходить за рамки времени и пространства; развитые чувства приумножают красоту мира. Он становится все более совершенным человеком. Но страдание подавляет жизненную энергию. Оно огрубляет духовную ткань, а не облагораживает ее; оно способствует не росту человека, а уменьшению. Правда то, что иногда страдание учит терпению, а терпение наставляет. Но терпение не есть добродетель. Это всего лишь способ, и не более того. Терпение существенно для вершащих великие дела, но терпение в делах малых вызывает не больше уважения, чем малые дела того заслуживают. (…) Вы не станете восхищаться человеком, проявляющим бесконечное терпение при коллекционировании почтовых марок...
Говорят, что страдание приводит к смирению, а смирение считают ответом сложностям жизни. Но смирение есть поражение перед враждебными капризами случая. Смирение приемлет камни и стрелы разгневанной судьбы и называет их добром. Оно целует карающий жезл. Оно есть добродетель побежденных. Более мужественный дух не станет иметь дела со смирением: он будет непрерывно сражаться с обстоятельствами и, даже осознавая неравность борьбы, будет продолжать бороться. Поражение может быть неизбежно, но поражение принятое становится двойным поражением. Для некоторых Прометей, прикованный к скале и сильный своим несгибаемым мужеством, является более вдохновляющим примером, чем тот другой, висящий на позорном кресте, который просил Своего Отца простить Его врагов, потому что они не ведают, что творят.
Для одухотворенного ума смирение слишком близко к апатии. Оно подчас подчиняется тому, что и не нужно, и не следует терпеть. Это последняя попытка рабов сделать из недостатка храбрости причину для самоуспокоения.
Но, даже когда кандалы, сковывающие человека, нельзя сбросить, пусть он все-таки останется бунтарем: хоть он и страдает от холода и голода, болезней, нищеты и отсутствия друзей, хоть он и знает, что дорога все время в гору и что за ночью не наступит утро, пусть он никогда не согласится признать, что холод и голод, болезнь и нищета есть добро; даже если нет сил продолжать безнадежную битву, пусть в сердце сохранится одна последняя искра свободы, которая позволит сказать, что боль - это зло. (1917 г.)
|
</> |