­
­

О сознании

топ 100 блогов chur72 — 26.05.2024 В очередной раз ввязался в увлекательную ловлю собственного хвоста, то бишь в обсуждение т.н."трудной проблемы сознания". Захотелось подтянуть старую запись на эту тему из 2017 года.


О сознании и нейрофизиологии: к проблеме построения метаязыка описания сознания.


Развивая предыдущее. Из обсуждения проблемы "возможно ли чувствовать, ничего при этом не сознавая" на http://ru-philosophy.livejournal.com/1655098.html Разговор периодически начинал крутиться вокруг определения качественной специфики сознания в терминах кибернектики и нейрофизиологии ("сознание - это биологическая машина тела" и проч. в этом же духе). В этой связи сформулировалось следующее:

Мне кажется, что здесь много проблем связано с семантикой. Когда мы говорим о "чувствах простейших", когда мы ставим вопрос, "чувствует ли собака", и когда мы говорим (вслед за некоторыми комментаторами, высказавшимися выше) о "чувствительности барометра" - мы имеем в виду какие-то разные "чувства", то есть вкладываем в термин "чувствовать" различный смысл. Интуитивно нам это различие понятно, но мы часто теряем это различие, когда начинаем выстраивать из этих терминов абстрактные суждения.

Второе. Я считаю, что взаимодействие с объектом и взаимодействие с субъектом - это две принципиально различные формы взаимодействия с принципиально различным логическим пространством и различной семантикой терминов, описывающих эти взаимодействия. При этом "угрызения совести" (как и целый ряд других интенций - сострадание, обида, любовь, злорадство и проч.) семантически и логически адекватны по отношению к "другому субъекту" и совершенно неадекватны по отношению к "объекту", лишённому "субъективности". Если сформулировать два типа взаимодействия в предельно упрощённой форме - объектами мы манипулируем, а с субъектом ("другое я") пытаемся наладить диалог и ждём от него осмысленного и как бы "освящённого" внутренней субъективностью ответа (кстати парадоксы Питера Уоттса в "Ложной слепоте" крутятся как-раз вокруг этой проблемы - герои романа пытаются наладить коммуникацию - установить контакт - с сущностью, по отношению к которой коммуникация невозможна по определению). Две огромные разницы, полностью перестраивающие смысловой горизонт нашей деятельности и наш семантический аппарат (включая сюда значение терминов "чувствовать" "реагировать" "вести себя")

Отсюда следует, что определение сознания в "объектных" терминах (как, например, в определении "Сознание – это механизм выработки ответной реакции, основанный на моделировании реальности") оправдано и продуктивно, но только если при этом держать в уме, что в подобных определениях мы абстрагируемся от некоторых существенных особенностей феномена сознания, которые очевидны для нас как наделённых сознанием и непосредственно вовлечённых в ситуацию сознания существ). При этом суть сабжевого вопроса была связана именно с этими существенными особенностями, которые невозможно "растворить" в объективированном описании. Проще говоря, качественную специфику СУБЪЕКТИВНОСТИ невозможно уместить в язык, предназначенный исключительно для описания ОБЪЕКТОВ. Мы при таком подходе обречены смешивать круглое с мягким. То есть субъективность невозможно описать на языке нейрофизиологии прежде всего по логико-семантическим причинам (отсюда "сложная проблема сознания" и потребность в конструировании разного рода медиаторов между объективностью и субъективностью вроде чалмерсовских "квалий"). Максимум, что может здесь дать нейрофизиологический или любой другой объективирующий подход, - сфокусировать "психофизический парадокс" на каких-то элементарных уровнях, не снимая и не отменяя его парадоксальности.

ещё из пожалуй существенного по теме в моём ЖЖ:
"Чувствовать и сознавать" https://chur72.livejournal.com/68070.html

значимый комментарий к записи "сувствовать и сознавать" о соотношении понятий "сознающее" и "живое"
https://chur72.livejournal.com/117963.html

о Чалмерсе и "трудной проблеме сознания" https://chur72.livejournal.com/101473.html

о соотношении понятий "жизнь" и "случайность"https://chur72.livejournal.com/68172.html

о феномене "другого" и "свободе воли" https://chur72.livejournal.com/61489.html

о "реальности" https://chur72.livejournal.com/101351.html

пожалуй, немножко неуклюжая попытка объяснить, что такое "феномен" https://chur72.livejournal.com/70766.html

очень старый и довольно путанный текст о "я", в котором, тем не менее, как мне до сих пор кажется, что-то уловлено
https://chur72.livejournal.com/70766.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В жизни всегда есть место кофе, особенно с утра. Ем постные пирожки и надеюсь, что это поможет не набрать лишнего веса. Посмейтесь вместе со мной над этими надеждами. Сплю ужасно плохо и ничего не помогает, зато утром помогает проснуться кофе, две-три чашки подряд. Вчера, на ночь ...
Первый в истории арабский ровер «Рашид» будет запущен к Луне в октябре 2022 года. Об этом заявил в интервью Салем Хумейд аль-Марри — заместитель генерального директора Космического центра Мохаммеда Бин Рашида (MBRSC). Власти ОАЭ инициировали разработку «Рашида» в 2017 году. ...
Не то, чтобы он освсем пропал, но рынок сахара колбасит. То в том то в другом магазине его вдруг нет на полках, появился развесной сахар в пакетиках, чего я давно не видел. И это при том, что Беларусь (как и Россия) производит сахаора больше, чем потребляет. ...
еще не вечер, а я уже коньяк пью. Отмечаю отлично сданный с перепугу экзамен кто ругал - тем СПАСИБО!!!! thanksgivingday (вроде так) проходит на ...
"Димейская стена" (Τείχος Δυμαίων) — акрополь в номе Ахайя. Руины древней крепости лежат на вершине скалистого холма к северу от лагуны Прокопос, неподалеку от современного поселения Араксос и в 35 км от города Патры. Согласно эллинской мифологии, стену соорудил Геракл. *** В ходе ...