О советской власти, духовном богатстве и гендерных различиях.
polenova — 06.05.2012 Навеяно вот этим постом: http://leonid-b.livejournal.com/877497.html и дискуссией в нем. Кому лень ходить по ссылкам, изложу кратко. leonid_b ссылается на лекцию Татьяны Толстой, где она эмоционально и довольно точно описывает прелести советского быта. Посыл Толстой мне понятен - ее раздражает ставшая сейчас модной ностальгия "по прекрасной эпохе", особенно среди молодых, той жизни не заставших и представляющих ее себе по разрозненным воспоминаниям и отретушированным фотографиям.Предупрежу сразу - я не хочу вступать в спор была ли в СССР колбаса, давали ли квартиры и можно ли было ездить за границу. Спорить о том, что у нас была великая держава, а потом все накрылось из-за злакозненных врагов (американцев, либерастов, демократов, коварных Горбачева, Ельцина или Гайдара и т.д) я тоже не хочу. Таких споров полно, можно сходить туда и отвести душу, сравнивая эпохи. Посыл leonid_b совсем не в этом, а "в том, что на самом деле это никогда не было "жизнью в СССР", как, впрочем, и любые трудности и препоны. Их преодолеваешь, или не преодолеваешь, но это - не так важно. Жизнь - это совсем другое. И в СССР этой жизни было ровно столько же, сколько и в других местах, и жизнь эта была не менее осмыслена и результативна, чем в других местах."
Это старый интеллигентский спор о том, можно ли абстрагироваться от бытовых и политических неприятностей и жить богатой духовной и интеллектуальной жизнью в неприятных условиях. Собственно и ответ известен - можно, но лучше быть здоровым и богатым, чем бедным, но больным. Я бы и не стала встревать в эту беседу, если бы меня не задели довольно оскорбительные слова о Татьяне Толстой, которые я немедленно примерила к себе - ведь мои воспоминания о той жизни от воспоминаний Татьяны Никитичны не отличаются ничем.
Я давно заметила, что воспоминания женщин и мужчин о советских временах различаются эмоциональной окраской. Быт касается женщины гораздо больше, чем мужчины, а уж в советских условиях - неизмеримо больше. Во-первых, мужчинам менее свойственно его вообще замечать, их гораздо меньше волнуют ( в среднем, конечно) шторы на окнах, нарядность квартиры и качество одежды. Мужчины не так беспокоятся по поводу одежды, не нуждаются в косметике и (пардон!) у них не бывает менструаций. Проблемы деторождения их затрагивают значительно меньше, и заботы одеть растущего ребенка, накормить его фруктами и т.д. тоже не на их плечах. Советская семья была (да и сейчас, по-моему) устроена патриархальным образом. Муж ходил на работу и приносил зарплату. Хороший муж ходил в овощной магазин за картошкой. Очень хороший умел что-то мастерить своими руками, чинить телевизор, холодильник и утюг, и прибить полочку. Проблемы достать продукты и вещи, приготовить что-то съедобное, подогнать одежду по фигуре, сшить, связать то что достать было нельзя, постирать, помыть - это традиционно женские заботы. А работали женщины и мужчины одинаково. Так что возможностей на духовную жизнь и интеллектуальное развитие у женщин было существенно меньше. Писательница Татьяна Толстая и я, программист, стояли в очередях и колдовали на кухнях совершенно одинаково. Одинаково пытались растянуть семейный бюджет, который норовил свернуться, как шагреневая кожа, одинаково мечтали о ремонте и новой кухонной мебели, и одинаково хотели нарядно одеться и красить глаза не советской тушью, в которую надо было предварительно плюнуть, а нормальной косметикой, и ходить в итальянских сапожках, а не в ботах "прощай молодость". И не для себя, а для своих ненаглядных мужчин, которые, хоть и жили исключительно духовной жизнью, женщин почему-то предпочитали красивых, ухоженых, пахнущих хорошими духами, а не щами и хозяйственным мылом. Поэтому спор мужчины и женщины о неприятностях быта заранее бессмысленен, уж больно разные у них условия.
Но это понятно и не очень интересно. Интереснее другое. О какой, собственно, духовной и интеллектуальной жизни идет речь, той, которая в СССР была "не менее осмысленной и результативной" чем в других местах? И вот тут у меня большие и очень большие сомнения.
Наша жизнь очень во многом, если не во всем, определялась советской властью. Для интеллигенции - преимущественно противостоянием с этой властью, довольно бессмысленным. Выросла огромная, небезыинтересная с точки зрения истории культура протеста, эскапизма, эзопова языка или борьбы. Мы, в силу исторических причин, были чудовищно неграмотны в самых разных областях - религии, культуры, психологии, экономики, иностранных языков - фактически во всех гуманитарных областях. Не было ни книг, ни исторического контекста. У меня дома, например, Библия появилась, когда мне было лет 16, не меньше, и то ее "достали", не во многих интеллигентских домах она была. До этого интеллигенция изучала Евангелие по Булгакову, а то и по Косидовскому. "Мастер и Маргарита" - прекрасный роман, но не годится в первоисточники. Массовые религиозные искания советской интеллигенции 70-х годов вызваны элементарным отсутствием нормального религиозного воспитания, которое присутствует во всех цивилизованных странах с детства. Далеко не все становятся религиозны, но никому не надо преодолевать препятствия и идти сложными и извилистыми путями, потому что существуют простые и открытые. А сколько чудных открытий совершила советская интеллигенция, когда в самиздате появился Фрейд и Юнг! Мы же открывали для себя в 20 лет, а кто-то и позже, то, что было известно нашим бабушкам и дедушкам и давно в мире изучено и разработано. Какие откровения сулил нам мировой кинематограф, до которого не так легко было добраться! Какие неожиданные исторические факты нам открывались от чтения (в том же самиздате) русских дореволюционных историков и философов! И мы очень гордились своим духовным поиском, не понимая при этом, что мы всего навсего ликвидируем элементарную неграмотность, а пишем все равно с ошибками.
Отдельно стояла советская культура, построеная на отношениях с властью. Писатель, поэт, режиссер изловчался и показывал власти изящную фигу в кармане, а а зрители и слушатели ловили намеки и упивались собственной прозорливостью и смелостью.
Много к тому что я сказала можно добавить и дополнить собственным опытом. Я и свой-то упомянула не весь. Подпольные концерты и выставки, мастерские художников, подвалы да чердаки. Ничего не сказала о музыке - не моя это тема.
Я ничего не написала о советской науке - пусть те, кто этим занимался, добавляют сами. Она тоже развивалась не в самых натуральных условиях и часто была родом эскапизма - знаменитое НИИЧАВО, где понедельник начинался в субботу и рассчитывались алгоритмы линейного счастья.
Вся эта жизнь была интересной, местами захватывающей, местами даже опасной - но она не была естественной. Как ни придави растение тяжелой плитой, оно пробьется и вырастет, но кривым, а без солнышка и нормальной подпитки - чахлым и болезненным. Можно вспоминать это растение с нежностью, ностальгией и даже гордостью. Но не стоит считать его нормальным.
Upd. Того, что произошло после крушения советсткой власти, следовало ожидать. То что под прессом и давлением (но с государственным финансированием) цвело и играло, в условиях свободы и без господдержки оказалось нежизнеспособно. Фундаментальная наука не приносит быстрых доходов, искусство не окупается, и Мосфильм не превратился в Голливуд. А могло бы быть по-другому? "Только в клетках говорят попугаи, а в лесу они язык забывают".