О советской фантастике

топ 100 блогов obsrvr11.07.2019 Здесь возник вопрос о советской фантастике.
И решил написать лонгрид, благо прочитал в свое время много (в основном издания до года 1985), кроме самой позднесоветской ...
А также замечания по фантастике в советском кинематографе, потому "замечания", что фантастики было мало

Общие признаки советской фантастики
Яркая социальная направленность - про революцию во всем мире или в отдельных странах тама.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Тема яркая, но после ВМВ потерявшая изрядно свою пламенность. Тогда, когда я читал, я не мог объяснить, а сейчас это понятно - 1943 – манифест советского ренегатства Мировой Революции? а также огромные потери в ВОВ, атомное превосходство США, сделавшие идею революционной войны несбыточной.

Этапы советской фантастики
Ранний этап (1917-1945)
Произведения разбиваются на два корпуса
- острозлободневные, минимально художественные, например, Фильм "Если завтра война", СССР, 1938, о которых предпочли забыть (так как расхождение мечты и реальности дало глубочайший шок в 1941 году)

- более художественные, которые составляют лучшие произведения (как по содержанию, так и по стилю) советской фантастики
= А.Толстой «Аэлита» (1922—1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—1927).
Экранизации этих книг тоже хороши
= Беляев Собрание сочинений [8 томов], 1963-1964 - прочел все, чрезвычайно понравилось
Экранизации не смотрел, но по отрывкам не понравилось - смена духа эпохи с "нативных" 1920-1930-х на 1960-1980-е очень повредила экранизациям.
У Беляева не только социальная, но технонаправленность, и есть даже статьи про прогнозы и сбывшееся.
= Г.Адамов "Тайна двух океанов" (1938; 1939) - о плавании из Ленинграда во Владивосток — подводной лодки. Как и большинство предвоенных произведений, роман выдержан в духе времени: шпион-предатель среди экипажа, борьба с «агентами империализма», успешное выполнение приказов партии и правительства, популярные лекции по науке и технике. В 1956 году роман был экранизирован.
Кино, хотя и снято позже, неплохое, т.к. борьба с культом и борьба "за мир во всем мире и разоружение" еще не успели сказаться.

В целом ранний этап один из наиболее интересных и книги (и аутентичное кино) весьма занимательны прежде всего полетом фантазии, не знающей преград. Книги и кино после 1945 года более сдержаны, так как Поход в Европу неудался и американское ядерное оружие, и вообще явленная мощь США в отличие от европейских карликов (Франция, Британия и прочая мелочь) резко ограничивала полет фантазии.

В то время полет фантазии в искусстве перехлестывал в другие жанры, например - комедия Волга, Волга (1938) вышедшая в разгар репрессий - фильм о том как простые люди подкузьмили бюрократа. Не говоря уже о не менее притягательных детективах, в которых ловят иностранных шпионов.


Средний этап (1945-1964)
Это литература страны-победителя в ВОВ.
Но нерешенные задачи мировой революции и необходимость "длительного мирного сосуществования с капитализмом" стали накладывать свой отпечаток - произведения стали более сдержаннее и полет фантастики стал ограниченным со странными размышлизмами (еще не так явными тогда), но на следующем этапе разгулявшимися до предела.

Наиболее примечательные авторы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Казанцев,_Александр_Петрович (1906 - 2002) - начал писать еще в 1941 году, но большинство произведений - после ВОВ
Роман Казанцева 1941 года - "Пылающий остров" относится к предыдущему раннему этапу советской фантастики и близок по сюжету к роману А.Беляева "Продавец воздуха" (1929).
Еще раз возвращаясь к Раннему этапу - стилистика и описание техники его сформировались под огромным влиянием ПМВ, давшей большое число технических новинок - подводные лодки, самолеты, танки, отравляющие газы и массовое употребление более ранних технологий - автомобили, радиосвязь, пулеметы.
В свою очередь Средний этап прошел под знаком атомного оружия, спецопераций и мятежевойн - повествование становится более "хитровыделанным" плюс к этому "развенчание культа" привело к еще большей сдержанности, хотя курс на построение коммунизма сохранялся и интенсивно декларировался.
Из авторов этой эпохи
- Александр Казанцев - хотя примерно половина произведений хронологически относится к после 1964 года, но стилистика Среднего периода сохраняется.
Казанцев - читается не так легко как его книга 1941 года ("Пылающий остров"), но в целом при минимальном начальном усилии вполне читабелен.

А вот дальше... Дальше пошел "темный лес до небес"
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ефремов,_Иван_Антонович
Ранний этап творчества от одного из первых рассказов "Катти Сарк" (1944) примерно до "Туманности Андромеды" (1957) - неплохие произведения начинающего автора, а некоторые - исторические приключения «Путешествие Баурджеда» (1949) и «На краю Ойкумены» (1953) очень хороши, вполне в духе Р.Хаггарда ("Дочь Монтесумы", "Копи царя Солмона"). Стилистика произведений вполне в духе Раннего этапа. Может быть Ранний этап даже лучше датировать (1917-1953) с окончанием в момент смерти Сталина, когда стало понятно, что реальный, а не показушный (как 1956-1964) революционный задор иссяк.

Творчество Ефремова начинает поворот с "Туманности Андромеды" (1957). С этого момента он становится для меня неудобочитаемым. Произведения превращаются из фантастических романов к какие-то "проповеди на заданную тему". В ЖЖ один из авторов заметил, что Ефремова подрядили на озвучку мечтаний одной из элитных групп, и автор на этой теме "спекся".
В те годы, в которые я читал, я долго не мог окончательно понять в чем самые главные причины отторжения ефремовского стиля, а ныне понял - автор в далекое будущее переносит всю убогость потсталинского СССР образца 1956 года.
Убогость необыкновенная + желание "держать и непущать".
Консервируется буквально все и романы становятся ходульными агитками.
"Лезвие бритвы" бросил в самом начале из-за пропаганды восточной (индийской) эзотерики
"Час Быка" почитал в конце 1980-х весь, но из последних сил заставлял себя читать, чтобы узнать, где тут это самое "запрещенное".
"Час Быка" в моих глазах сильно проиграл, потому как романов с "обличением капитализма" и намного более ярких публиковались в двух сериях зарубежной фантастики ("Мир" (1965-1999) и "Молодая гвардия" (1965-1973)) (но с ними я забегаю вперед)

Чуть позже Ефремова другая группа советских элитариев выдвинула альтернативных "властителей дум" в фантастике - это
https://ru.wikipedia.org/wiki/Братья_Стругацкие#Собрания_сочинений
Если ранние произведения от «Страна багровых туч» (1959) до примерно «Далёкая Радуга» (1963) (или «Полдень, XXII век» (1962)?) вполне укладывались в стилистику советской фантастики того времени и были относительно удобочитаемы, то начиная с
«Трудно быть богом» (1964) пошел вал зашифрованной писанины, с которой я тогда не смог разобраться. Даже «Понедельник начинается в субботу» (1965) была проникнута аллюзиями, в которых я не хотел разбираться.
Но все-таки (плакал, кололся и) прочитал «Улитка на склоне», «Парень из преисподней», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», «Град обреченный» (частично) и таки до конца не понял многослойный текст. Его и было невозможно понять исходя из официальных советских реалий.
Но ключ к книгам дала Перестройка и всплытие всех и всяческих кураторов и откровенных людоедов-люденов начиная от Е.Т.Гайдара - зятя Аркадия Стругацкого -
[Error: Irreparable invalid markup ('') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Здесь
возник вопрос о советской фантастике.
И решил написать лонгрид, благо прочитал в свое время много (в основном издания до года 1985), кроме самой позднесоветской ...
А также замечания по фантастике в советском кинематографе, потому "замечания", что фантастики было мало

Общие признаки советской фантастики
Яркая социальная направленность - про революцию во всем мире или в отдельных странах тама.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Тема яркая, но после ВМВ потерявшая изрядно свою пламенность. Тогда, когда я читал, я не мог объяснить, а сейчас это понятно - 1943 – манифест советского ренегатства Мировой Революции? а также огромные потери в ВОВ, атомное превосходство США, сделавшие идею революционной войны несбыточной.

Этапы советской фантастики
Ранний этап (1917-1945)
Произведения разбиваются на два корпуса
- острозлободневные, минимально художественные, например, Фильм "Если завтра война", СССР, 1938, о которых предпочли забыть (так как расхождение мечты и реальности дало глубочайший шок в 1941 году)

- более художественные, которые составляют лучшие произведения (как по содержанию, так и по стилю) советской фантастики
= А.Толстой «Аэлита» (1922—1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—1927).
Экранизации этих книг тоже хороши
= Беляев Собрание сочинений [8 томов], 1963-1964 - прочел все, чрезвычайно понравилось
Экранизации не смотрел, но по отрывкам не понравилось - смена духа эпохи с "нативных" 1920-1930-х на 1960-1980-е очень повредила экранизациям.
У Беляева не только социальная, но технонаправленность, и есть даже статьи про прогнозы и сбывшееся.
= Г.Адамов "Тайна двух океанов" (1938; 1939) - о плавании из Ленинграда во Владивосток — подводной лодки. Как и большинство предвоенных произведений, роман выдержан в духе времени: шпион-предатель среди экипажа, борьба с «агентами империализма», успешное выполнение приказов партии и правительства, популярные лекции по науке и технике. В 1956 году роман был экранизирован.
Кино, хотя и снято позже, неплохое, т.к. борьба с культом и борьба "за мир во всем мире и разоружение" еще не успели сказаться.

В целом ранний этап один из наиболее интересных и книги (и аутентичное кино) весьма занимательны прежде всего полетом фантазии, не знающей преград. Книги и кино после 1945 года более сдержаны, так как Поход в Европу неудался и американское ядерное оружие, и вообще явленная мощь США в отличие от европейских карликов (Франция, Британия и прочая мелочь) резко ограничивала полет фантазии.

В то время полет фантазии в искусстве перехлестывал в другие жанры, например - комедия Волга, Волга (1938) вышедшая в разгар репрессий - фильм о том как простые люди подкузьмили бюрократа. Не говоря уже о не менее притягательных детективах, в которых ловят иностранных шпионов.


Средний этап (1945-1964)
Это литература страны-победителя в ВОВ.
Но нерешенные задачи мировой революции и необходимость "длительного мирного сосуществования с капитализмом" стали накладывать свой отпечаток - произведения стали более сдержаннее и полет фантастики стал ограниченным со странными размышлизмами (еще не так явными тогда), но на следующем этапе разгулявшимися до предела.

Наиболее примечательные авторы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Казанцев,_Александр_Петрович (1906 - 2002) - начал писать еще в 1941 году, но большинство произведений - после ВОВ
Роман Казанцева 1941 года - "Пылающий остров" относится к предыдущему раннему этапу советской фантастики и близок по сюжету к роману А.Беляева "Продавец воздуха" (1929).
Еще раз возвращаясь к Раннему этапу - стилистика и описание техники его сформировались под огромным влиянием ПМВ, давшей большое число технических новинок - подводные лодки, самолеты, танки, отравляющие газы и массовое употребление более ранних технологий - автомобили, радиосвязь, пулеметы.
В свою очередь Средний этап прошел под знаком атомного оружия, спецопераций и мятежевойн - повествование становится более "хитровыделанным" плюс к этому "развенчание культа" привело к еще большей сдержанности, хотя курс на построение коммунизма сохранялся и интенсивно декларировался.
Из авторов этой эпохи
- Александр Казанцев - хотя примерно половина произведений хронологически относится к после 1964 года, но стилистика Среднего периода сохраняется.
Казанцев - читается не так легко как его книга 1941 года ("Пылающий остров"), но в целом при минимальном начальном усилии вполне читабелен.

А вот дальше... Дальше пошел "темный лес до небес"
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ефремов,_Иван_Антонович
Ранний этап творчества от одного из первых рассказов "Катти Сарк" (1944) примерно до "Туманности Андромеды" (1957) - неплохие произведения начинающего автора, а некоторые - исторические приключения «Путешествие Баурджеда» (1949) и «На краю Ойкумены» (1953) очень хороши, вполне в духе Р.Хаггарда ("Дочь Монтесумы", "Копи царя Солмона"). Стилистика произведений вполне в духе Раннего этапа. Может быть Ранний этап даже лучше датировать (1917-1953) с окончанием в момент смерти Сталина, когда стало понятно, что реальный, а не показушный (как 1956-1964) революционный задор иссяк.

Творчество Ефремова начинает поворот с "Туманности Андромеды" (1957). С этого момента он становится для меня неудобочитаемым. Произведения превращаются из фантастических романов к какие-то "проповеди на заданную тему". В ЖЖ один из авторов заметил, что Ефремова подрядили на озвучку мечтаний одной из элитных групп, и автор на этой теме "спекся".
В те годы, в которые я читал, я долго не мог окончательно понять в чем самые главные причины отторжения ефремовского стиля, а ныне понял - автор в далекое будущее переносит всю убогость потсталинского СССР образца 1956 года.
Убогость необыкновенная + желание "держать и непущать".
Консервируется буквально все и романы становятся ходульными агитками.
"Лезвие бритвы" бросил в самом начале из-за пропаганды восточной (индийской) эзотерики
"Час Быка" почитал в конце 1980-х весь, но из последних сил заставлял себя читать, чтобы узнать, где тут это самое "запрещенное".
"Час Быка" в моих глазах сильно проиграл, потому как романов с "обличением капитализма" и намного более ярких публиковались в двух сериях зарубежной фантастики ("Мир" (1965-1999) и "Молодая гвардия" (1965-1973)) (но с ними я забегаю вперед)

Чуть позже Ефремова другая группа советских элитариев выдвинула альтернативных "властителей дум" в фантастике - это
https://ru.wikipedia.org/wiki/Братья_Стругацкие#Собрания_сочинений
Если ранние произведения от «Страна багровых туч» (1959) до примерно «Далёкая Радуга» (1963) (или «Полдень, XXII век» (1962)?) вполне укладывались в стилистику советской фантастики того времени и были относительно удобочитаемы, то начиная с
«Трудно быть богом» (1964) пошел вал зашифрованной писанины, с которой я тогда не смог разобраться. Даже «Понедельник начинается в субботу» (1965) была проникнута аллюзиями, в которых я не хотел разбираться.
Но все-таки (плакал, кололся и) прочитал «Улитка на склоне», «Парень из преисподней», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», «Град обреченный» (частично) и таки до конца не понял многослойный текст. Его и было невозможно понять исходя из официальных советских реалий.
Но ключ к книгам дала Перестройка и всплытие всех и всяческих кураторов и откровенных людоедов-люденов начиная от Е.Т.Гайдара - зятя Аркадия Стругацкого - "На формирование мировоззрения большое влияние оказали книги братьев Стругацких. В частности, под влиянием повести «Обитаемый остров» ...".

В целом творчество Стругацких, начиная «Трудно быть богом» (1964), проникнуто явно гностическими мотивами про власть избранных над быдлом, что несмотря на все завихрения сюжета (не хуже, чем у зарубежных образцов) вызывает отторжение.

Собственно средний этап развития советской фантастики в моих глазах - это заочная полемика Ефремов-Стругацкие.
Что можно сказать в итоге - Оба Хуже. С одной стороны консервация убогости 1956 года и пропаганда восточной мистики , а с другой некоторое материальное благополучие под властью "неизвестных отцов" (ЦРУ-КГБ) и пропаганда гностицизма.


Поздний этап (1964-1991)
Здесь единое русло, фантастики с утратой коммунистической перспективы и переходом к "развитому социализму" распадается.
Больше издается зарубежной фантастики и больше печатается сборников.
Итак
1955—1990 - Мир приключений (альманах) — советский альманах (сборник) фантастической и приключенческой литературы для детей и юношества «Детгиз» — «Детская литература» .
1959-1993 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_приключений_и_научной_фантастики
1961-по н.в - https://ru.wikipedia.org/wiki/Искатель_(альманах)
1965-1973 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_современной_фантастики
1965-1999 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Зарубежная_фантастика
1965-1970 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_приключений (Станислав Лем «Магелланово облако»; Герберт Уэллс «Первые люди на Луне», «Пища богов»; Артур Кларк «Лунная пыль»; А. Азимов «Я, робот», «Стальные пещеры»; Стругацкие «Страна багровых туч»; А. Днепров «Глиняный бог»; Иван Ефремов «Сердце Змеи»)
В журналах (Техника — молодёжи, Уральский следопыт - не читал, Юный техник (зарубежная ф.) - читал)
1986-1987 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека_фантастики - не читал, преимущественно перепечатки из вышеназванных сборников
1986-1993 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Мир_приключений_(книжная_серия) (не читал)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Книжные_серии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Фантастические_книжные_серии

Из прочего достойного упоминания
https://ru.wikipedia.org/wiki/Велтистов,_Евгений_Серафимович (1934—1989)
Электроник — мальчик из чемодана (1964)
Рэсси — неуловимый друг (1971)
Победитель невозможного (1975)
Собственно по книгам очень хорошо чувствуется нарастание триумфа мирного сосуществования, разрядки и "конвергенции систем"
Экранизация - Приключения Электроника (1979) - понравилась только своими песнями.
Стилистика фильма чисто позднесоветская - типа "Мэри Поппинс" и др.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кир_Булычёв (1934-2003)
Приключения Алисы - читал только книгу издания 1970-х годов, понравился сюжет и хороший слог.
Более не читал, хотя много чего еще вышло у автора
Фильм https://ru.wikipedia.org/wiki/Гостья_из_будущего (1985) не смотрел, потому как вырос из советской фантастики и с начала 1980-х почти полностью пересев на зарубежную.
Более молодые прямо пищат от фильма, актрисы и "пророчеств".
Мне в качестве пророчеств о будущем СССР вполне хватило пьес А.Н.Островского и Э.Золя ("Карьера Ругонов"), потому как нарастающий вал буржуазности не видели только младшеклассники, тащившиеся от фильма ...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Успенский,_Эдуард_Николаевич
Крокодил Гена и его друзья. — М., 1966, 1970
Дядя Фёдор, пёс и кот. — М., 1974
Гарантийные человечки. — М., 1975
Тут уже полное погружение в бытовуху и детскую литературу


Прочая фильмография фантастическая - "Москва-Кассиопея" (1974) и "Отроки во Вселенной" (1976) - унылое г..но, впрочем как и более ранний фильм "Туманность Андромеды" (1967). Ну не умели делать такое кино - потому как под взором брежневской КПСС особо не развернешься. И вообще к 1974 и 1976 годам тема космоса протухла полностью и окончательно, поскольку стало понятно, что советские будут только кружить на орбите вокруг Земли.



Подводя итог -
1) Литература отражала дух времени
- 1917-1945 - мечта о мировой революции
- 1945-1964 - метания при понимании невозможности мировой революции -
- 1964-1991 - полный отказ от идеи мировой революции - распад единого потока на множество подрусел под влиянием бытовухи и зарубежной фантастической литературы
Дополнительно - 1957-1970 от "Туманности Андромеды" до "Часа Быка" и "Отель „У Погибшего Альпиниста“" заочная неявная полемика Ефремов-Стругацкие с "выпиливанием" Ефремова и абсолютной победой Стругацких (Стругацкие как ныне АБП - абсолютные доминанты). Победа гностицизма и эзотерики на коммуномечтаниями и аскетизмом.

2) Наиболее читабельные произведения - это произведения с четкой позицией без фиги в кармане - или ранней эпохи или поздней эпохи полностью деидеологизированые. Ефремов и Стругацкие со своим "дефицитом из-под полы" - самые мутные, хотя поклонники и славят их.

3) Окончательное низвержение советской фантастики на Позднем этапе во многом ускоренное проникновением зарубежной фантастики, на фоне которой советская откровенно не смотрелась - было очевидно, что принудительно закрыты множество сюжетов

4) Ограниченность советской фантастики - так как для нее оказались полностью закрыты главные сюжеты, связанные с властью и многообразием миров. Хотя некоторые авторы умели пролезать в тематику, например, Стругацкие, но многослойность эзопового языка и невозможность нормального публичного обсуждения сюжетов вымаривала тематику.

5) Полное понимание причин ограниченности-исчерпанности пришло относительно недавно, когда понял про циклы, в частности про кризисный период в районе 70 лет (очередной "Селдоновский кризис") - сродни американскому кризису Гражданской войны. Ну и литература, понятно, отразила этот кризис ...

6) Постсоветская российская фантастика яростно кинулась добирать свое в плане свободы творчества и сюжетов, но исчез социальный слой-адресат (интеллигенция), хотя качество литературы как мне кажется улучшилось ...

7) Советская фантастика Позднего периода была огромным эрзацем реальных перемен. И в тот момент когда перемены пошли валом и неостанавливаются и ныне ("цифровизация" начавшаяся лет 10 назад) литература отходит на второй план, хотя некоторые авторы - Пелевин - таки дают интересное чтение ...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Январь-2022 может стать для мировых рынков худшим месяцем с начала пандемии. За неполные три недели капитализация глобальных фондовых бирж схлопнулась на 5 триллионов долларов в результате фронтальных распродаж, охвативших площадки от Азии до США. На ожиданиях ужесточения политики ...
...
Тетка в Сочах, на бжипе, перевозила в багажнике своих двоих малолетних детей. Дверь багажника открылась на ходу и двое детей, мальчик и девочка, выпали на дорогу. Под колеса едущей следом машины. Парень молодца, успел экстренно затормозить... да и девушка, едущая следом за ним, ...
Я уже не раз в своих туркменских заметках говорил, что абсолютным лидером на сегодняшних туркменских дорогах является японская "Тойота". Всё думал, что японцы в своё время очень выгодно забашляли туркменским верхам, чтобы двигать свою продукцию в закрытую страну, однако мне недавно высказа ...
Тебе, Воскресшему, благодаренье! Минула ночь, и новая заря Да знаменует миру обновленье В сердцах людей любовию горя. Хвалите Господа с Небес И пойте непрестанно: Исполнен мир Его чудес И славы несказанной. Хвалите сонм Бесплотных ...