О советском образовании и... его невозможности.

...О советском образовании. Оно было хорошим не в силу того или иного способа проведения экзаменов. Оно было хорошим потому, что все участники процесса понимали цель и смысл своих действий — подготовку работников народного хозяйства. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. Образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Моя свекровь рассказывала, как упорным трудом добивалась школьной медали: она позволяла поступить в любой вуз без экзаменов. То были 50-е годы — золотая пора советского образования. Оканчивая вуз, человек знал: он нужен, для него заготовлено рабочее место, он будет работать по специальности. Сегодня это силовое поле — исчезло. Учись-не учись — один фиг. Работа по специальности — это нынче некий курьёз: случится же такое!

Люди идут в вузы в силу обычая, для продления счастливого детства, потому что родители велят. Ну, и зачем суетиться, тем более что на свете столько прикольного, кроме этой нудьги? Уже в моё время, в 70-е годы, жизненный успех всё меньше связывался с учением, а всё больше — с пронырством и способностью устроиться на хорошее место. Отсюда — зримая деградация образования: все эти три пишем — два в уме, невозможность выгнать двоечника, потому что испортится отчётность. Все уродства наших дней имеют исток в брежневском Застое, и образование — не исключение. Так что я бы не стала идеализировать образование позднесоветской эпохи. А чтобы уподобиться образованию 50-х годов — надо вернуть всю советскую жизнь того времени, а это — увы! — невозможно.
|
</> |