О Сокровенном
expellearmus — 07.10.2024 Годы идут, а я все еще делаю стойку на то, как мыслит этот человек.Статья Дмитрия Забирова на ресурсе, который у меня открывается только через спец.примочку.
Преамбула: Во время отлива
1. Свобода выбора игрока внутри игры священна.
2. Соблюдение правил, о которых мы договорились перед началом игры, священно.
3. Связь мира и смыслов игры с миром и смыслами вокруг нас священна.
Остальное — рюшечки.
Теперь вроде бы неплохо разобраться, а что же это такое — священно, потому что ни к какой религии или культу это отношения не имеет, хотя резкое, даже провокативное слово было выбрано не случайно. Священно означает безусловно ценно, самоценно, что-то, что не требует обоснования.
Если у игрока нет свободы выбора, нет ни одного решения, которое ему надо будет принять в рамках некоего действа и от него в этом действе не зависит ничего — это либо не игра вовсе, либо (чтобы не ввязываться в бесконечное пережевывание что-такое-игра-а-что-такое-она-не) не те игры, которые мы делаем. Резко всплывшее мы — это я и мои коллеги по семинару и мастерским группам, с которыми мы обсуждали и проговаривали эти принципы.
То же касается соблюдения правил — конвенций, на которых покоится само существование игрового пространства, отличие его от не-игры, возможность совершения в этом пространстве чего-то важного. Если что бы то ни было, кроме жизни и здоровья людей извиняет человека нарушить эти правила — все, пространство рушится, игре конец. Разумеется, я не говорю о нарушении законов и общественных приличий, равно как и (см. выше) об угрозе жизнии здоровью. Эта простая гигиена должна лежать в основе конструирования правил. Но едва вы их сделали, признали правильными и объявили — до окончания игры, до естественного прохождения времени жизни игрового пространства не ломайте их сами и не давайте ломать другим.
Ну и последний принцип настолько прост, что и раскрывать его не очень понятно, как. Можно рассказать о том, что в основе игр, которые нам кажутся важными, а некоторые из них и практичными, всегда лежат отсылки к той или иной культуре. Можно написать, что без опоры на культурную норму или традицию игра лишается смысла в его простом, профанном толковании. Можно делать игры про докультурные феномены, но в обсуждении нельзя продолжать выть и рычать, нам надо будет поговорить по-человечески, обращаясь не только к только что полученному опыту, но и к опыту, получаемому человеком последние несколько лет. Ну, несколько тысяч лет, если быть точным.
В общем-то, набор трюизмов, но я благодарен, что вы нашли время ознакомиться с моими заблуждениями, лежащими в основе всего остального.
Завершение: Три задачи игры
|
</> |