О содержании «Пандемического соглашения», которое поработит планету, если будет
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В последний день работы Второй чрезвычайной сессии Всемирной организации здравоохранения, 1 декабря 2021 года, было объявлено о начале переговоров о международном Соглашении по предотвращению и контролю будущих пандемий (пандемическом соглашении).
![ÐÐÐ ÐÐÐ](/images/main/o-soderjanii-pandemicheskogo-soglasheniya-kotoroe-porabotit-planetu-esli-budet-af8550.jpg?from=https://cdn.regnum.ru/uploads/pictures/news/2021/12/01/regnum_picture_16383672082574291_big.png)
Согласно Проекту решения чрезвычайной сессии, ВОЗ планирует создать межправительственный переговорный орган (МППО) для подготовки и согласования проекта «Пандемического соглашения» (договора или конвенции) и созвать его первое совещание не позднее 1 марта 2022 года. Рабочий проект документа должен быть предоставлен на рассмотрение второго совещания МППО не позднее 1 августа 2022 года.
По информации, опубликованной Reuters, «Пандемическое соглашение» будет готово в мае 2024 года.
Подготовка к созданию соглашения началась в конце марта 2021 года, когда 25 глав правительств и международных агентств собрались на внеочередную виртуальную встречу по новому международному соглашению о готовности к пандемии и ответных мерах.
В сентябре 2021 года был выпущен так называемый «пандемический путеводитель», а в преддверии чрезвычайной сессии — «пандемический отчет».
![ШÑаб-кваÑÑиÑа ÐÐРв Ðеневе ШÑаб-кваÑÑиÑа ÐÐРв Ðеневе](/images/main/o-soderjanii-pandemicheskogo-soglasheniya-kotoroe-porabotit-planetu-esli-budet-b4ce58.jpg?from=https://cdn.regnum.ru/uploads/pictures/news/2018/02/14/regnum_picture_15186346982451343_big.jpg)
Анализ вышеперечисленных документов приводит к следующим выводам о содержании будущего «Пандемического соглашения».
1. ВОЗ может стать единственной во всем мире организацией, имеющей право объявлять о наступлении очередной «пандемии», о чём говорят следующие пункты «пандемического отчёта»:
— п. 8 е): Государства-члены признали необходимость предоставления ВОЗ достаточного и стабильного финансирования, позволяющего организации в соответствии с Уставом ВОЗ играть ведущую и координирующую роль в вопросах здоровья мирового населения;
— п. 9 b): Возможность для расширения, обновления и усиления ведущей и координирующей роли ВОЗ и ее работы в качестве органа, направляющего и координирующего международную деятельность по вопросам здравоохранения в свете реалий мирового здравоохранения в XXI веке, в том числе для укрепления взаимодействия с гражданским обществом и частным сектором;
— п. 10: Инструмент [соглашение или конвенция], принятый по статье 19 Устава ВОЗ, будет иметь обязательную юридическую силу для ратифицировавших его государств-участников;
— п. 21: В ходе обсуждений государства-члены подчеркнули три ключевых принципа: во-первых, центральное место ВОЗ в глобальной архитектуре здравоохранения и необходимость ее укрепления <…>
и «пандемического путеводителя»:
— п. 4: В большинстве правовых систем международные договоры должны быть переведены в национальное законодательство после ратификации, что обязывает все соответствующие секторы и правительство в целом соблюдать;
— п. 5: Как ведущий орган в области международного сотрудничества в области здравоохранения, ВОЗ будет наиболее естественным хозяином рассматриваемого договора [соглашения или конвенции];
— п.24: В договоре должен быть определен термин «пандемия» (также возможно путем внесения поправок в ММСП (2005 г.) и установлен режим объявления чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения с пандемическим потенциалом.
![О содержании «Пандемического соглашения», которое поработит планету, если будет О содержании «Пандемического соглашения», которое поработит планету, если будет](/images/main/o-soderjanii-pandemicheskogo-soglasheniya-kotoroe-porabotit-planetu-esli-budet-cc9e36.jpg?from=https://cdn.regnum.ru/uploads/pictures/news/2021/12/01/regnum_picture_1638367487164115_big.jpg)
2. В «пандемическом соглашении» возможна отмена верховенства прав человека при наступлении «пандемических» режимов и чрезвычайных ситуаций. Эти мысли содержатся в следующих пунктах «пандемического путеводителя»:
— п. 5: Следовательно, дискуссии о том, «ВОЗ или кто-то еще (имея в виду ООН)», по-видимому, движимы не конституционными соображениями, а скорее вопросом о том, могут ли и каким образом другие аналогичные организации в достаточной степени поддержать предполагаемый договор — по различным сквозным вопросам за пределами здравоохранения, таким как торговля, интеллектуальная собственность, финансы, окружающая среда и права человека;
— п. 11: В-четвертых, хотя «ранние» конвенции были доминирующим, если не единственным, источником международного права по инфекционным заболеваниям, договор о пандемии должен быть встроен в существующее международное право, касающееся здоровья, особенно в области прав человека, и в значительной степени зависеть от него <�…>;
— п. 27: Также прозвучали призывы к согласованию предлагаемого договора с соответствующими правовыми режимами в торговле, интеллектуальной собственности, правах человека и в смежных областях;
— п. 28: Права человека включены в Международную конвенцию по гражданским и политическим правам (МКГПП), а также в конвенции, относящиеся к конкретным предметным областям. Согласно статье 4 МКГПП, любое отступление от обязательств в области прав человека, закрепленных в конвенции, должно основываться на существовании «чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации». Сиракузские принципы, в которых содержится авторитетное изложение стандартов, применимых в случае чрезвычайной ситуации, дополнительно разъясняют, что меры, ограничивающие осуществление прав человека, должны быть предписаны законом в ответ на «насущные общественные или социальные потребности» при соблюдении принципов необходимости и соразмерности.
![Ðведение QR-кода в пеÑиод коÑонавиÑÑÑа Ðведение QR-кода в пеÑиод коÑонавиÑÑÑа](/images/main/o-soderjanii-pandemicheskogo-soglasheniya-kotoroe-porabotit-planetu-esli-budet-2e0f49.jpg?from=https://cdn.regnum.ru/uploads/pictures/news/2021/12/01/regnum_picture_1638367338278997_big.jpg)
3. Если опираться на «пандемический путеводитель» как на предварительный документ для создания «пандемического соглашения», то не исключено, что само соглашение ограничит права профсоюзов:
— п. 18: Во-первых, договор может установить минимальные требования к возможностям национальных служб здравоохранения в рамках обеспечения готовности к пандемии по аналогии с основным потенциалом общественного здравоохранения;
— п. 19: Между тем такие меры (направленные на социальную защиту и защиту рабочих мест, обеспечение минимального дохода, налоговые стимулы и т. д.) могут иметь важное значение при пандемиях, например, для усиления приверженности мерам общественного здравоохранения и сведения к минимуму воздействия социальных и экономических потрясений на состояние здоровья в стране. Еще неизвестно, будет ли в конечном итоге обсуждаться этот особый аспект ответных мер на пандемию в контексте договора о пандемии или другого правового режима;
— п. 28: Наконец, права трудящихся также являются правами человека. Назначение чрезвычайных мер, ограничивающих пользование социальными, экономическими и культурными правами, должно соответствовать условиям, установленным ст. 4 МКГПП и с применимыми стандартами МОТ.
4. В базовом документе чрезвычайной сессии сквозит особая роль в «пандемическом соглашении» НКО, финансовых фондов и прочих учреждений. Возможно, что в рамках соглашения НКО и иные неопределенные структуры будут наделены правом наравне с государствами участвовать в установлении международных законов. Вот что говорится об этом в «пандемическом отчёте»:
— п. 8 е): Государства-члены признают также необходимость вложения средств на национальном уровне и инициатив со стороны других субъектов, включая международные финансовые учреждения и существующие глобальные учреждения здравоохранения;
— п. 8 h): Одним из приоритетов, по мнению государств-членов, является выработка структурных решений, способствующих вовлечению всех государственных структур и общественных сил в решение задач по предупреждению пандемий и других чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, обеспечению готовности к ним и принятию ответных мер;
— п. 9 а): Формирование политической приверженности на высоком уровне и вовлечение всех государственных структур и общественных сил, что может потенциально способствовать согласованию и мобилизации усилий широкого круга секторов. Это могло бы обеспечить должный уровень внимания к вопросам обеспечения готовности к пандемиям и реагирования на них и гарантировать этой теме постоянное место в повестке дня мировых лидеров.
![О содержании «Пандемического соглашения», которое поработит планету, если будет О содержании «Пандемического соглашения», которое поработит планету, если будет](/images/main/o-soderjanii-pandemicheskogo-soglasheniya-kotoroe-porabotit-planetu-esli-budet-e0f907.jpg?from=https://cdn.regnum.ru/uploads/pictures/news/2021/12/01/regnum_picture_163836758296024_big.jpg)
5. И, наконец, есть все основания полагать, что страны — участницы «пандемического соглашения» будут обязаны запрашивать внешнюю помощь, в случае, если они не справляются с «пандемией» своими силами. Об этом очень недвусмысленно говорится в пандемическом путеводителе:
— п. 18: Во-вторых, договор мог бы содержать положения о взаимной помощи, что часто встречается в международном праве, в том числе в отношении чрезвычайных ситуаций; это будет включать, как минимум, право (по некоторым юридическим заключениям — даже обязательство) стороны [договора] запрашивать помощь во время кризиса, когда ущерб, причиненный пандемией, значительно превышает ее национальные возможности.