О социальной самоорганизации
vasiliev_vladim — 08.01.2022Репликой представлено краткое резюме того, что есть политическая самоорганизации общественных индивидов, кем и как она осуществляется, какой социальной глубины (фундаментальности) бывает, и почему существенно различаются её результаты.
На ленте сообщества «Новый рабочий» опубликована краткая запись под названием «Самоорганизация на практике» за авторством уважаемого участника сообщества, публично выступающего под именем corwin1958.
Мною — автором настоящей реплики — поставлен «лайк одобрения» к этой реплике, и поставлен, прежде всего, потому, что уважаемый corwin1958 вынес на публичное обсуждение предмет, который архи-актуален для пролетарских и полупролетарских масс коренных народов России (СССР) уже сегодня, а в ближайшем будущем (уже завтра и послезавтра) станет ещё более архи-актуальным.
К этой реплике мною оставлен обширный комментарий, который в силу его теоретической и практической значимости выношу как отдельную запись – как авторскую реплику по существу предмета, вынесенного на публичное обсуждение.
Есть две разных организации (процесса и результата), а именно:
— социальная (общественное производство) организация и
— институциональная организация (автором используется категория «институциональная социальная организация», которая диалектически конкретно определена в ранее опубликованных статьях автора).
По своей общественной природе и, следовательно, по способу осуществления они принципиально различны — это, говоря философским языком, два разных плана бытия — онтологический и феноменологический.
Уважаемый corwin1958 в своей реплике говорит об институциональной организации.
Если таковая идёт снизу вверх, то она и есть самоорганизация, но — это самоорганизация институциональная феноменологическая в рамках и на материальной основе той социальной организации, которая существует. Она существует в данном конкретном обособленном от других особенном — говоря кратко и в целом — в особом социуме (производственном общественном организме).
Но в случае институциональной организации не изменяется не только система первичных и вторичных (экономических), то есть базисных, производственных отношений, но также не изменяется и система надстроечных общественных отношений.
Система базисных отношений в случае институциональной организации является той общественной формой, которая предопределяет способ осуществления институциональной самоорганизации индивидуумов для совместной деятельности в целях удовлетворения некоей совокупности своих потребностей.
Если эти потребности носят политический характер, то есть:
— если индивидуумы самоорганизуются для того, чтобы свои частные интересы представить и возвести (получить признание от особого социума в целом) в интересы общие (интересы особого социума) и далее осуществлять эти свои частные интересы за счёт особого социума,
— либо индивидуумы самоорганизуются для того, чтобы низвести чьи-то частные интересы, осуществляемые как интересы особого социума за его счёт, до того, чем они и являются в действительности — до частных интересов,
то тогда такая институциональная самоорганизация является политической — так снизу возникают политические партии, что бывает крайне редко.
Но политические партии и избирательные блоки политических партий — далеко не единственный, однако самый очевидный для обывателей пример политической институциональной организации.
Социальная самоорганизация общественных индивидов в действительности есть не что иное, кроме как их самоорганизация для производства иного особого социума, нежели тот, в котором они живут, то есть производят и воспроизводят самих себя и все необходимые для этого средства производства и жизненные средства.
Такая самоорганизация в условиях самоотчуждения человека от своей человеческой природы по определению есть политическая самоорганизация, ибо она — классовая самоорганизация — организация индивидуумов в класс для себя, во-первых.
Этот общественный класс, самоорганизовавшись в класс для себя, организует сначала производство нового особого социума, в котором этот общественный класс есть господствующий класс, а затем обеспечивает воспроизводство уже возникшего нового особого социума, если его производство завершилось успехом, во-вторых.
Однако, в-третьих, для того, чтобы производство нового особого социума самоорганизовавшимся в класс для себя общественным классом увенчалось успехом, этому общественному классу необходимо и неизбежно приходится произвести, как минимум, всю надстройку заново — по-своему, под себя и для себя.
Возникновение новых наций, становящихся особым политическим государством, то есть особым национальным государством этой возникшей нации, — самый распространённый в истории пример социальной самоорганизации, осуществляемой:
— без изменения действительного материального базиса (ансамбля первичных производственных отношений), во-первых, и
— с несущественным, ибо не изменяющим действительный базис, изменением реального материального базиса, то есть системы экономических отношений, обусловленных обособлением (суверенизацией) нации как особого производственного общественного организма, во-вторых.
Самоорганизация пролетарских масс в союзе с полупролетарскими массами в государство революционной диктатуры пролетариата — совсем иной по своей общественной природе случай социальной самоорганизации общественных индивидов, нежели возникновение наций вообще и новых наций, в том числе.
Только социальная самоорганизация общественных индивидов предполагает полный круг всех видов самоорганизации и организации, безусловно включая в себя институциональную самоорганизацию и организацию.
Более того, социальная самоорганизация общественных индивидов опосредствуется (осуществляется посредством) институциональной самоорганизации и организации — иного способа социальной самоорганизации нет, и быть не может.
Но далеко не всякая политическая, не говоря уже обо всех других общественных видах, институциональная самоорганизация общественных индивидов, как это уже сказано прежде, есть средство осуществления социальной самоорганизации общественных индивидов.
И подменять одно другим — либо умышленно вводить в заблуждение (= «разводить») «лохов», либо заблуждаться вследствие социальной (материальной и идеальной, то есть психологической, в т.ч. теоретической) недоразвитости соответствующих индивидуумов, которая не осознаётся (не рефлексирована) соответствующими индивидуумами как их собственная социальная недоразвитость.