О смысле конституции

В позднесоветское время самым популярным подростковым писателем был, конечно, свердловчанин Владислав Крапивин. Среди прочих повестей была у него такая — «Дети синего фламинго». Вот из нее отрывок:
«В одной школе учились два мальчика. Они жили на одной улице, сидели в одном классе на одной скамье, вместе играли, вместе росли. И очень дружили. Когда они выросли, один стал Ученым, а другой Правителем острова.
Ученый прославился своими открытиями, а Правитель – разумом и сильной волей.
Надо сказать, что к тому времени жизнь островитян стала трудной и тревожной. Соседние страны завидовали острову Двид. Завидовали его славе, богатству и вольной жизни. Они все чаще стали нападать на прибрежные поселки, грабить корабли островитян. Пришлось возводить на берегу крепости и обучать солдат.
Пока войны были небольшие, остров отбивался от врагов. Но вот несколько стран заключили против острова Двид военный союз. Они решили снарядить большой флот, высадить целую армию, пробиться в глубь острова и разгромить столицу.
Когда это стало известно, Правитель пришел к Ученому и спросил:
– Ты можешь придумать, как спасти нашу страну?
– Я уже думал, – сказал Ученый. – По-моему, есть два способа. Можно построить громадное чудовище, оно будет отпугивать врагов и громить их, если они все же нападут. А можно сделать наш остров невидимым. Тогда враги просто не найдут его в море. Не надо будет вести войны и проливать кровь.
– Мы должны спешить, – нетерпеливо объяснил Правитель. – Скажи, что быстрее: соорудить чудовище или спрятать остров от чужих глаз?
– Чудовище – быстрее, – со вздохом сказал Ученый. – Чтобы сделать остров невидимым, я должен до конца изучить свойства больших синих птиц, которые похожи на фламинго, но гнездятся на деревьях. А железный ящер – штука нехитрая, можно строить хоть сейчас.
– Строй, – потребовал Правитель. – Ради безопасности нашего острова Двид делай скорее своего ящера, потому что вражеский флот уже в пути…
И Ученый построил громадного стального зверя, который умел изрыгать огонь, разрушать своими щупальцами крепости и топить корабли. Флот врагов был разгромлен в одну минуту. А после битвы Правитель посадил этого зверя – Ящера – в озеро, под воду, подальше от глаз. Дело в том, что Ящер был ужасен и приводил в трепет не только врагов, но и жителей острова…
Прошло два года, и Ученый открыл секрет невидимости. Он рассеял в небе тонкую голубую пыль, и после этого скалы, берега и воздух стали так отражать солнечный свет, что остров перестал быть виден с моря. Никто теперь не грозил его мирной жизни.
Ученый сказал Правителю:
– Мы защитили себя на долгие века. Давай убьем Ящера.
– Зачем? – спросил Правитель, не глядя Ученому в глаза. – Разве он кому-нибудь мешает?
– Он опасен, – объяснил Ученый. – Мало ли что может случиться…
– Ничего не может, – возразил Правитель. – Ты передал секрет жизни и смерти Ящера мне. Только я могу заставить его воевать, только я могу управлять им, и только я могу его убить…
– Вот и убей, пока не поздно…
– А почему будет поздно? Разве ты думаешь, что я могу использовать Ящера для злых целей? Разве ты не веришь мне, своему давнему и надежному другу?
– Тебе я верю, – вздохнул Ученый. – Но через год могут выбрать другого Правителя. Вдруг он не сумеет справиться с Ящером?
– А зачем острову другой Правитель? – услышал Ученый осторожный вопрос. – Разве я в эти трудные годы не оправдал свое высокое звание?
– Ты оправдал, конечно, однако есть закон! Каждые шесть лет Правителя выбирают снова.
– Это раньше был закон, – усмехнулся Правитель. – А зачем он сейчас, если у меня есть Ящер?»
|
</> |