О сценарии «Солдата» (сиквела Убийцы/Sicario)
kiri2ll — 03.08.2017
В 2015 году на экране вышел х/ф «
Убийца». Кино получилось
удачным — оно отбило бюджет, собрало массу хвалебных рецензий и
укрепило репутацию режиссера
Дени Вильнева. Но когда было
объявлено о том, что фильм обзаведется второй частью, я конечно
удивился. Рассказанная «Убийцей» история была вполне
самодостаточной и после просмотра у меня совершенно не было
ощущения, что ей требуется продолжение.
И тем не менее, сиквел все же состоялся. Правда уже без
Вильнева и Эмили Блант. Новым режиссером стал
Стефано Соллима, сценарий же написал автор оригинала
Тейлор Шеридан. Фильм уже отснят, дата релиза пока что
неизвестна. Я решил прочитать 127-страничный сценарий Шеридана,
чтобы понять, чего можно ждать от продолжения.
История начинается с того, что группа исламистов пересекает
американо-мексиканскую границу вместе с потоком незаконных
иммигрантов, и вскоре устраивает теракт. В ответ американское
правительство решает причислить наркокартели к террористическим
организациям, после чего нанести по ним мощный удар. Однако это
будет непросто сделать: после событий первого фильма в Мексике
установилось перемирие, так что местные власти не допустят
подобного вмешательства.
Поэтому рождается следующий план: спровоцировать войну между
картелями, чтобы мексиканское правительство само попросило
американцев о помощи в наведении порядка. Выполнение операции
поручают знакомому нам по первому фильму ЦРУ`шнику Мэтту Грэйверу
(
Джош Бролин). Он быстро собирает команду, в которую
разумеется входит и Алехандро (
Бенисио Дель Торо) —
«скорбящий прокурор» с пустыми глазами. Дело остается за малым:
определить болевую точку, удар по которой спровоцирует войну…
В сценарии Шеридана традиционно много деталей, различных персонажей
и имеется несколько пересекающихся сюжетных линий. Технически все
выполнено на привычном высоком уровне. Действие ожидаемо прибавило
в масштабе, но я бы сказал, что не слишком сильно. Что касается
общей концепции, то теперь она изменилась: если первый фильм в
основном затрагивал наркоторговлю, то теперь в центре внимания
торговля людьми, которая стала приносить большие деньги, нежели
продажа кокаина.
Если сравнивать сценарий «Солдата» с первым фильмом, то на мой
взгляд он ему уступает. Тому есть несколько причин. Начнем с самого
главного. У первого фильма было «сердце» — Кейт (героиня
Эмили
Блант), попавшая в самое пекло и не имеющая никакой возможности
ничего изменить. Я отлично понимаю, почему ей не нашлось места в
сиквеле. Финал «Убийцы» и фраза про «землю волков» поставили точку
в ее истории.
Проблема в том, что Кейт служила своеобразной сюжетной опорой. Она
была чуть ли не единственным человечным персонажем, с которым мог
ассоциировать себя зритель. К тому же, мы видели историю в основном
ее глазами — а это значит, не знали реальной подоплеки многих
событий. В сиквеле же все карты сразу выкладываются на стол.
Мы сразу знаем, какова задача Мэтта, от нас не скрывают никакой
информации. А это уже не так интересно. Конечно, во второй половине
скрипта в сценарии появляется дочь наркобарона Изабель , которой
приходится взаимодействовать с Алехандро (именно ее отец убил его
семью). Но этот персонаж не тянет на замену Кейт — она слишком
пассивная и откровенно говоря, не очень интересная. По крайней
мере, в прочитанной версии.
Вообще, в сиквеле нет явно выраженного героя. Вначале кажется, что
им станет Мэтт. По сути, фильм ведь начинается как «
Прямая и
явная угроза», а он выступает в качестве эдакого анти Джека
Райана. В этой версии персонажа даже немного очеловечивают, убирая
часть цинизма. Но во втором акте возвращается Алехандро и
перехватывает инициативу, а Мэтт как-то отходит на второй план.
Также отмечу, что сценарий сиквела снова использует многие из
элементов первого фильма: нападение на конвой в Мексике, зачистка
Алехандро дома наркобарона, ну и идущую параллельно сюжетную линию
одного из молодых членов картеля, которая в финале пересекается с
основной историей.
Но все то это так, мелочи. В сценарии имеется момент, который стал
для меня очень большим минусом. Один из главных героев «Солдата»
вроде как погибает (его казнят бандиты). И это прекрасно
вписывается в общую реалистичную атмосферу картины. В конце концов,
как бы крут ты ни был, но когда у тебя связаны руки, на голове
мешок, а к голове приставлен пистолет, ты уже труп. Это не фильм
про Джеймса Бонда, где в последнюю секунду нас ждет чудесное
спасение с помощью гаджета. Да, подобная смерть не
кинематографична, но производит сильное впечатление.
Но дело в том, что в финале внезапно выясняется, что герой пережил
казнь примерно как в анекдоте про «мозг не задет». Пуля прошла
насквозь через щеки, так что теперь он становится немного похож на
помесь Тайлера Дердона и Джокера. И для меня подобное чудесное
спасение конечно стало большим разочарованием. Да, я не хотел,
чтобы персонажа убивали – но «воскрешать» его подобным
образом это откровенная глупость, которая на мой взгляд полностью
противоречит стилистике фильма и сводит на нет все нагнетание
атмосферы. Если вы на самом деле не хотите убивать персонажа,
потому что потом планируете снимать еще пару продолжений — так и не
убивайте его, зачем разводить этот цирк? Конечно, может быть это
какая-то хитрая аллюзия на Христа. Но в этом случае я бы предпочел,
чтобы героя оснастили бронированным костюмом и выдали пистолет
Auto-9.

Ну и ко всему добавлю то, что я так до конца не понял, в чем
конкретно месседж сиквела. У «Убийцы» была четкая и понятная идея —
борьба с наркотиками зашла в такой тупик, что возвращение к тому, с
чего все начиналось, станет чуть ли не благом. О чем именно
«Солдат» сформулировать проблематичнее. О том, что Трамп прав и
нужно построить стену? Боюсь, что в этом случае критики просто
уничтожат картину. А так, кино вроде и затрагивает темы терроризма,
торговли людьми, отсутствия у американского правительства
какой-либо продуманной стратегии — но по мне как-то слишком
вскользь.

Что ж, таковы мои впечатления о сценарии сиквела. Как я уже сказал,
на мой взгляд, он не дотягивает до уровня первого фильма — хотя
плохим я бы его тоже не стал называть. Он просто не настолько
хорош, что в общем-то обычно и бывает с продолжениями. Быть может,
в процессе съемок сценарий подкорректировали в лучшую сторону.
Например, добавили истории цельности, или же убрали так не
понравившийся мне эпизод казни и «воскрешения». Это явно бы пошло
сиквелу на пользу.