О самовольной канонизации
ortheos — 25.12.2013 Самовольная канонизация в последнее время становится массовым заболеванием. Редкие эксцессы были и на Руси , и в Древней Церкви ( вспомним случай с Григорием Двоесловом, которого ревнители понуждали идти с ними на могилу почитаемого в народе мученика, как святой особо молился о вразумлении и получил возможность лично побеседовать с почитаемым и узнать, что он - разбойник, казненный за свои преступления, и что ныне он находится в аду, куда , если не остановятся, попадут и его "почитатели", или аналогичный случай 16 века у нас , когда палатку с мощами такого самоканонизированного " святого" Господу пришлось в самом буквальном смысле сжечь ударом молнии) . Но столь массовая болезнь началась только в СССР. О причинах этого можно только гадать - то ли это связано с множеством "катакомбных сект", которые канонизировали всех подряд, кого хотели. И обращаясь к Церкви, забирали с собой и "истинноблагочестивые привычки". То ли это продукт вынужденного ограничения влияния епископов на приходы и священников при Хрущеве. то ли сознательная разлагающая пропаганда "пятой колонны".Лично я столкнулся с этим ужасным явлением , когда приехал один из наших питерских семинаристов с похорон митрополита Иоанна (Снычева) с фотографией, на которой был изображен надгробный крест с прикрученным к нему тропарем новопреставленному. Впоследствии были самовольные канонизации Феодосия Кавказского, Пелагеи Рязанской, св. царственных страстотерпцев, св. Матроны Московской, "старца Григория", "мученика Иосифа", и вот теперь новая волна - канонизация о.Даниила Сысоева.
Все это (ИМХО, разумеется) признаки последней апостасии и полного неверия. Это то же осуждение, только вид сбоку.Не случайно , что те же самые люди, которые дерзают определять , кто свят , а кто нет , дерзают и определять - кто пошел в ад. а кто - нет.У них все автоматически. Человек, которого они считают некрещенным и атеистом, автоматически попадает в ад, человек, которого они считают мучеником, становится святым столь же автоматически ( любимое слово у них -"автоматически", есть еще правда и такая загадочная штука, как "механизм спасения", который "работает очень просто". ) Когда Он медлит с "прославляющими чудесами", начинаются чуть ли не претензии ( разумеется, в крайне елейной и благочестивой форме). ,мол "давайте , будем молиться, чтобы были чудеса нашему святому". Параллельно начинаются выдавливания из себя видений, ощущений , почувствований. Бог таким людям не нужен. Нужен лишь как слуга.. И правда, зачем Он , кому интересно Его мнение по этому поводу, если все давно решено кружком почитателей?
Верить в особое предстательство перед Творцом того или иного подвижника - в этом не только нет ничего плохого, но это является одним из официальных оснований к канонизации - "Всеобщее почитание, выражающееся в массовом посещении места погребения со служением панихид". Мы знаем, что такое почитание, такая вера действительно сопровождала подлинных подвижжников и святых - преподобного Серафима, глинских и оптинских старцев. Помню,весь первый курс после поступления в семинарию лично Светозарский возил на могилу к блаженной Матроне, где мы служили соборне панихиду и поклонились праху подвижницы, чем вызывали немалый баттхёрт у некоего протодиакона.
Вот только вера в то, что человек обрел благодать у Бога и самовольная канонизация - вещи диаметрально противоположные. Первая есть основание к канонизации, она есть побуждение к усиленной молитве, установленной Церковью за этого человека до того времени, как Богу будет угодно прославить его, как Своего святого. Вторая - основание к тому, чтобы воздержаться от канонизации, особенно если почитаемый был церковным учителем. Учитель, который не смог научить своих учеников самому главному - послушанию Церкви - не научил их ничему. Большего самоволия и непослушания, чем самовольная канонизация без или против воли Церкви , трудно себе представить. Может быть, это следствие недопонимания происходящего . Может быть, поступающие так считают, что весь мир - это конкурсанты "Мистер Святой Вселенной 2013" , а они - члены жюри. Что кто им понравится, того и наградят нимбом. В то время как святость - это исключительно приз зрительских симпатий Бога.
Да, комиссии по канонизации РПЦ, КПЦ, АПЦ, ИПЦ и всех ПЦ на свете, может быть, преследуют самые неблагочестивые цели. Вполне возможно, что кто-то ставит палки в колеса канонизации , скажем, Евгения Родионова, чтобы "не разозлить мусульман". Кто-то по политическим соображениям, кто-то просто гавнюк. Но все это прах и пепел и не имеет никакого отношения к делу. Есть Тот, Кто затворяет - и никто не отворит. Отворяет - и никто не затворит. Когда Он хочет - никакая комиссия по канонизации, даже если в полном составе принесет вечную присягу сатане, не сможет этой канонизации воспрепятствовать. Если не пожелает - то даже если вся комиссия затворится в Троицком храме при мощах преподобного Сергия и будет не есть, не пить, не спать , а с утра до вечера писать канонизационный акт с Иисусовой молитвой - она его не напишет.
Люди, которые ДО явного постановления и признания Церковью того или иного человека святым, дерзают служить ему акафисты, составлять службу, писать иконы - не прославляют этого человека, а хулят его, представляя участником своего противления Богу. Это то лжепророчество, о котором Он предупреждал Моисея . Лжепророк - это человек, который говорит "Вот, Бог сказал то и то, а Я этого не говорил". Даже если это прекрасная и замечательная мысль . Приписывать ее Ему можно только если Он Сам ее приписывает Себе. Говорить за Бога - что бы ни говорить - это несколько нагло.
|
</> |