![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomakim_trefilov19190766802090802090_800.jpg)
Без названия
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/akim_trefilov/19190766/802090/802090_800.jpg)
Спас Нерукотворный. Поливная керамика. Из Борисоглебского собора г. Старицы, 1560-е гг.
Не буду ничего сочинять, просто, хотя и не вполне коротко: сегодня сходил наконец на выставку в музей Щусева, куда долго собирался. Сходил-то, впрочем, спонтанно - едучи по делам, понял, что она вот-вот завершится, и надо забежать даже если нету сил. Вылез на Библиотеке Ленина - уже самая что ни на есть мерзкая летняя, душная и переполненная машинами, соляной пылью от оставшегося с зимы во всех щелях асфальта и плитки реагента и просто мусором Москва. Решил, что зря я это учудил, только силы потрачу.
Но все ж, поскольку было уже близко, заскользнул в знакомый дворик позади библиотеки. А там уж и хорошо. Как будто и нету рядом бессмысленного ада Воздвиженки. Выставка, завлекательно названная «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», на втором этаже.
Замечательные залы особняка, а в них чертежи, рисунки, наброски - и фрагменты реальных храмов. Терракотовые балясины, кирпичи, плитки черепицы. Обошлись без фотографий, и так даже и лучше. Сразу становится ясно, что образ стандартного белого пятиглавого грозненского собора с полукругами закомар, каких везде в XVI в. выросло немало - это одно, оно этак со школы в голове, а вот реальность куда сложнее и разнообразнее. Западная поздняя готика, ренессанс и маньеризм - начиная от кремлевского Ризоположения, Трифона в Напрудном и Вознесения в Коломенском - и через всю средину века, вплоть до Соловков и до пятишатрового старицкого собора. Вот никогда не задумывался о готике в муромских Козьме и Дамиане - а ведь очевидна же. Прекрасные громадные керамические старицкие иконы с наружных стен собора, кстати, а ведь дмитровские Георгий и Распятия оттуда же родом. Ну и, понятно, Покровский собор с Василием Блаженным - он в центре внимания, и его нужно рассматривать всерьез, с деталями, на крупноформатных видах-реконструкциях на XVI в. с разных сторон, а вот на обычных фото и на обычной Красной площади наш взгляд на него слишком замылен.
Все это я дополнил залом чертежей руки самого Львова и гравюр - казалось бы, немного, но там и его несохранившийся собор Иосифа в Могилеве и всякое, вплоть до волшебных садовых павильонов, оранжереи и замечательного классицистического дровяного сарая с колоннами.
И еще выставка - постоянная - фрески из разрушенного и затопленного собора монастыря Троицы в Калязине. Очень сильное впечатление: они огромны, мастерски выполнены, эффектно выставлены, и им добавляет силы и загадочности их особая лапидарность мозаичных отрывков, почему-то сохранившихся от исчезнувшего навсегда целого. И нехитрое понимание той чрезвычайной случайности, по которой они вдруг дожили до встречи с нами, прямо-таки переполняет. Помимо прочего, там два больших сюжета рядом - строительство и разрушение Вавилонской башни. И исподволь проникаешься тем, что все было не зря, что и ее строительство, и ее разрушение все ж не просто бессмысленная человеческая суета, что все бывшее оставляет для людей свои следы, важные и требующие осмысления всеми потомками, включая даж и нас.
И дворик, спокойный, тихий, зеленый, со скамеечками, где приятно посидеть с кофе и поболтать с
![](/images/main/-741e04.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080&v=755)
|
</> |