рейтинг блогов

Без названия

топ 100 блогов akim_trefilov24.05.2024
Спас Нерукотворный. Поливная керамика. Из Борисоглебского собора г. Старицы, 1560-е гг.

Не буду ничего сочинять, просто, хотя и не вполне коротко: сегодня сходил наконец на выставку в музей Щусева, куда долго собирался. Сходил-то, впрочем, спонтанно - едучи по делам, понял, что она вот-вот завершится, и надо забежать даже если нету сил. Вылез на Библиотеке Ленина - уже самая что ни на есть мерзкая летняя, душная и переполненная машинами, соляной пылью от оставшегося с зимы во всех щелях асфальта и плитки реагента и просто мусором Москва. Решил, что зря я это учудил, только силы потрачу.
Но все ж, поскольку было уже близко, заскользнул в знакомый дворик позади библиотеки. А там уж и хорошо. Как будто и нету рядом бессмысленного ада Воздвиженки. Выставка, завлекательно названная «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», на втором этаже.
Замечательные залы особняка, а в них чертежи, рисунки, наброски - и фрагменты реальных храмов. Терракотовые балясины, кирпичи, плитки черепицы. Обошлись без фотографий, и так даже и лучше. Сразу становится ясно, что образ стандартного белого пятиглавого грозненского собора с полукругами закомар, каких везде в XVI в. выросло немало - это одно, оно этак со школы в голове, а вот реальность куда сложнее и разнообразнее. Западная поздняя готика, ренессанс и маньеризм - начиная от кремлевского Ризоположения, Трифона в Напрудном и Вознесения в Коломенском - и через всю средину века, вплоть до Соловков и до пятишатрового старицкого собора. Вот никогда не задумывался о готике в муромских Козьме и Дамиане - а ведь очевидна же. Прекрасные громадные керамические старицкие иконы с наружных стен собора, кстати, а ведь дмитровские Георгий и Распятия оттуда же родом. Ну и, понятно, Покровский собор с Василием Блаженным - он в центре внимания, и его нужно рассматривать всерьез, с деталями, на крупноформатных видах-реконструкциях на XVI в. с разных сторон, а вот на обычных фото и на обычной Красной площади наш взгляд на него слишком замылен.
Все это я дополнил залом чертежей руки самого Львова и гравюр - казалось бы, немного, но там и его несохранившийся собор Иосифа в Могилеве и всякое, вплоть до волшебных садовых павильонов, оранжереи и замечательного классицистического дровяного сарая с колоннами.
И еще выставка - постоянная - фрески из разрушенного и затопленного собора монастыря Троицы в Калязине. Очень сильное впечатление: они огромны, мастерски выполнены, эффектно выставлены, и им добавляет силы и загадочности их особая лапидарность мозаичных отрывков, почему-то сохранившихся от исчезнувшего навсегда целого. И нехитрое понимание той чрезвычайной случайности, по которой они вдруг дожили до встречи с нами, прямо-таки переполняет. Помимо прочего, там два больших сюжета рядом - строительство и разрушение Вавилонской башни. И исподволь проникаешься тем, что все было не зря, что и ее строительство, и ее разрушение все ж не просто бессмысленная человеческая суета, что все бывшее оставляет для людей свои следы, важные и требующие осмысления всеми потомками, включая даж и нас.
И дворик, спокойный, тихий, зеленый, со скамеечками, где приятно посидеть с кофе и поболтать с gerundist про летописи. Потом зашел еще и в "Руину", которую я люблю и саму по себе, все ж красиво вышло, глаз всякий раз отдыхает в ее трехэтажном пространстве. А в ней выставка в память об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове (который знаменит как минимум тем, что построил нынешний средневековый псковский Кром). К московскому Кремлю тоже он руку приложил. Любопытны не только его рисунки и наброски, самое сильное, на чем построена экспозиция - это реконструированные Хамцовым весьма детально виды множества хрестоматийных монастырских и крепостных ансамблей с высоты птичьего полета. Все они и в реальности дошли до наших дней во вполне сносной сохранности, чему свидетельством служат выставленные рядом с каждым из них моднячие современные фото с дронов. Но хотя сейчас всё там уже отреставрировано, выбелено и вылизано под полный евроремонт и увенчано "златыми" куполами и крестами из нитрида титана, умащено плиткой, фонарями, усажено туей и окружено удобными парковками, глазу и душе почему-то куда милее и ближе рисованные реставратором прежние виды 1960 - первой половины 80-х годов с трещинами, выщербленными стенами, с какими-то сарайками, тропками, лужайками и огородиками вокруг и - нередко - с неполным комплектом глав. Отчетливо ощущение, что в то навсегда ушедшее время эти старые стены, башни и купола были куда как живее и значили куда как больше, нежели теперь, увы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"На расстоянии 4 тысяч 200 км от сегодняшней трагедии в Москве, успел поговорить ...
Вчера вечером сил отчитаться о прогулке не было, меж тем успел захватить последний день относительно теплой погоды перед дождями. Ну как, были правда уже порывы довольно холодного ветра, поднимавшего пыльные бури. Надеюсь сегодняшним дождем пыль прибьет... Утки были кормлены многими ...
название тамарикс происходит от названия реки Тамариз, протекающей в Пиренеях В разных регионах растение известно также под названиями Божье дерево, гребенчук и бисерник, астраханская сирень, в Средней Азии — дженгил. растение редкой выносливости. Самые старые его экземпляры ...
...
Сегодня утром мне перевязали палец, я покушал манты (2 штуки), купил пива, попил, посидел в интернете и лег спать. Родители уехали на дачу. Днём я попил пиво, играл в херос, сидел в интернете, еще за пивом сходил и сухарики купил. На ужин кушал ...