О садизме совка
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Я смотрю, режим трещит по швам: даже такого верного «пса режима», как Михаил Леонтьев, допекло – в инсургенты подался. Целый номер своего журнала «Однако» посвятил обличению и разоблачению «налета легкого идиотизма», который, по мнению главреда и авторов журнала, в последнее время окутывает все действия властей.
И особенно страстно Михайла возмущается новым «Законом о борьбе с курением». Совершенно справедливо он замечает, что в нынешней редакции этот закон правильно называть законом о борьбе не с курением, а с курильщиками. Там у него прекрасный пассаж: «Полный запрет на курение во всех видах транспорта, включая суда дальнего плавания, выдает в авторах закона людей, страдающих садистской ненавистью к курильщикам. Во многих пунктах это закон не о борьбе с курением, а о борьбе с ненавистным гнусным вонючим курильщиком».
Тут я могу дополнить наблюдения Леонтьева собственными – как промышленного социолога. В ходе проведения фокус-групп на предприятиях самого разного профиля деятельности мне почти всегда приходится интересоваться условиями труда, в частности – тем, как организовано курение. А часто и спрашивать не приходится – люди заговаривают об этом сами, причем сразу начинают бурно жаловаться.
Картинка везде примерно одна и та же. Предприятия у нас – точнее, их хозяева из московских холдингов – начали, судя по всему, свою «борьбу с курением» задолго до всяких законов. В большинстве случаев методы «борьбы» нельзя охарактеризовать иначе, как самое изощренное издевательство над собственными курящими работниками.
Количество «курилок» неуклонно сокращается, стремясь к нулю; помимо этого, оставшиеся как нарочно располагают в самых неудобных и отдаленных меcтах; за курение в неположенных местах – огромные штрафы. Люди вынуждены нестись сайгаками чуть ли не за километр, там торопливо, как школьники на перемене, сделать пару затяжек – и такими же прыжками нестись обратно. А это ведь зачастую солидные как бы люди – мастера, слесари высоких разрядов…
Но и это еще не все. Сами «курилки» зачастую сделаны на предприятиях как камеры пыток, точнее, газовые камеры. Всякие вытяжки там или работали когда-то, или не работали никогда. Зачастую – явно специально! – под «курилку» отводятся комнаты без окон. Люди сидят там, как в склепе, воздух такой, что, как говорят сами респонденты, «без противогаза не зайдешь», и… курят!
Хотя не все. Некоторые бросают, не выдержав столь регулярных и неотвратимых издевательств. Я почти слышу крики одобрения многих читателей в этом месте – «ну вот видите! Это помогает! Помучились, сволочи – но зато ведь избавились от вредной привычки!»
Это такое железное, хоть и неписаное Правило Совка: «Пытки и издевательства – это хорошо, если на пользу». Неправильно было бы называть это правило чисто садистским: ведь многие совершенно искренне согласятся с ним и в применении к самому себе – «пытки и издевательства НАДО МНОЙ – это хорошо, если это на пользу». Впрочем, в психиатрии ведь не различают «садизм» как отдельную перверсию: есть S-M комплекс, то есть каждый садист – одновременно мазохист, и наоборот.
Меня этот вопрос интересует с социологической, точнее, социально-психологической точки зрения. Есть ли что-то в совковом/постсовковом обществе, что провоцирует развитие в людях S-M комплекса? Безусловно, да.
Я уже об этом писал, и еще раз повторю: дело в институциональном подавлении эмпатии. Люди в постсовке привыкают с детства, что воспринимать боль и страдания чужого человека как свою, то есть сопереживать – нельзя. Ведь эмпатия лежит в основе солидарности, а солидарность для совка – табу.
То есть у большинства эмпатийные эмоции просто вытесняются, сбрасываются «в мусор». Однако есть и другой путь: страдания другого человека ведь можно воспринимать и переживать с противоположным знаком, как УДОВОЛЬСТВИЕ. А это и есть, строго говоря, садизм. И, что самое важное, этот путь антиэмпатии в совке СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМ, так как садистские переживания никак не предполагают солидарности с жертвой.
То есть, попросту говоря, наша система непрерывно кует садистов, у которых одна проблема: где бы найти «врага», «общественно-опасного элемента», чьими страданиями – воображаемыми или реальными – можно было бы «напитаться».
Сейчас под раздачу попадают курильщики. И не страшно, что в стране курит 40% населения: мы ведь с вами уже знаем, что садизм – это одновременно и мазохизм. Многие курильщики искренне уверены, что над ними глумятся и издеваются «всем миром» для их же пользы – и получают от процесса свое извращенное удовольствие.
В мире, где для эмпатии закрыты естественные пути, еще и не то может быть…