О роли личности в истории
holmogor — 03.12.2010 Люди образованные, когда случилось препирательство вокруг слов Патриарха о русских-варварах, прекрасно поняли, что Святейший имел в виду знаменитую проповедь святителя патриарха Фотия о нашествии русов на Константинополь в 860 году:"Родъ неименитый, народъ не считаемый ни за что, народъ поставляемый наравнѣ съ рабами, неизвѣстный, но получившій имя со времени похода противъ насъ, незначительный, но получившій значеніе, уничиженный и бѣдный, но достигшій блистательной высоты и несмѣтнаго богатства, народъ гдѣ-то далеко отъ насъ живущій, варварскій, кочующій, гордящійся оружіемъ, неожиданный, незамѣченный, безъ военнаго искуства, такъ грозно и такъ быстро нахлынулъ на наши предѣлы, какъ морская волна, и истребилъ живущихъ на этой землѣ, какъ полевый звѣрь (Псал. 79, 14. истребляетъ) траву или тростникъ, или жатву, — о какое бѣдствіе, ниспосланное намъ отъ Бога!"
Так вот, меня всё это нелепое препирательство вокруг "русских-варваров" натолкнуло на вот такую мысль - если поразмыслить и судить по гамбурскому счету, то архитектором всей новой эры в истории цивилизаций является святитель патриарх Фотий - образованнейший человек своей эпохи (это фигуральное выражение в данном случае употреблено буквально - Фотий прочел книг и знал больше, чем кто-либо в эту эпоху на всей планете).
По сравнению с долгосрочными последствиями его деятельности, деятельность таких системных фигур как Мартин Лютер или Наполеон покажется рябью на воде - их деятельность ограничивалась лишь своим "миром". Сопоставить по "тектоническому воздействию" с ним можно лишь Александра Македонского, Чингисхана и Энрике Мореплавателя (разумею не только его личные достижения, но весь запущенный им процесс "великих открытий"), то есть тех, кто приводил в соприкосновение миры.
Именно деятельность патриарха Фотия заложила фундамент двух главных факторов, определявших ход истории на следующее тысячелетие.
1. Разрыв Запада с восточным христианским миром и отстраивание его в отдельную специфичную цивилизацию, развивавшуюся от папизма к капитализму (абсолютно органично развивавшуюся). Не будь "фотиевой схизмы" и идеологической работы Фотия - и Византия, возможно, вяло придрейфовала бы к Риму. С другой стороны, Запад, отторгнутый от центра образованности и культуры вынужден был развивать собственную, а не ориентироваться на византийские образцы. Фотий вынудил Запад в итоге выдвинуть Григория VII, Фому Аквинского, Лютера, Вольтера, Канта, Гегеля, Ницше и Джона Леннона. Странно, что при этом на Западе Фотия ненавидят люто. Весь антивизантийский комплекс - это, прежде всего, ненависть к патриарху Фотию, перенесенная на породивший его культурный космос. Хотя не будь "фотианской схизмы" - самоотстраивание Запада было бы более размытым.
2. Византийское просвещение "северных варваров" свв. Кириллом и Мефодием, предопределившее как их значительную роль в дальнейшей истории, так и их цивилизационное неучастие в Европе. Тут мы опять же совершенно недооцениваем роль святителя Фотия как крестного отца русской цивилизации. Именно благодаря его инициативе напор и предприимчивость "северных варваров" пересеклись и переплелись с образованностью и верой византийцев. Хотя эти две силы вполне могли пройти друг мимо друга по касательной, соприкоснувшись лишь внешне. В этом случае Восточная Европа с Сибирью стали бы условной "Канадой" некоей славянской державы типа Швеции, а в худшем случае - Польши.
"Ось" мировой истории, как она тянется до сих пор, - это всё более усиливающийся Запад, который подминает под себя весь мир, но не может подмять русских и вынужден с ними "граничить".
Лишь во второй половине ХХ века вместе с деколонизацией появились новые завитушки, но и то пока не принципиальные - поскольку существование незападного мира по прежнему остается вторичным от существования Запада. В своей основе наш мир по прежнему остается "фотиевским" миром.
В общем - мораль: образование и начитанность, вкупе с энергией и талантом, в этом мире что-то да значат.
|
</> |