О роли цвета в супергероике
kenichi_kitsune — 07.07.2021 Поговорим о цветовом символизме супергероев. Как и для любой визуально-мифологической формы (думаю, не нужно лишний раз отмечать тот факт, что комиксы о супергероях – полноценное мифологическое явление, а если таковая нужда всё-таки имеется, обязательно сделаем это с вами отдельно, с чувством, тактом и расстановкой), для супергероики психоэмоциональная символика цвета краеугольна. Герой неотделим от своей цветовой палитры, оная мгновенно рассказывает нам о своём носителе не меньше, чем характер, сверхспособности или покрой костюма. Сегодня мы имеем довольно много размышлений на эту тему, например, очень хороший четырёхчастный разбор полётов от ребят с https://comicsalliance.com (в настоящей заметке я буду частично опираться на материалы из этих статей). Мне бы хотелось сосредоточиться на метакультурном аспекте супергеройских цветов, посмотреть на них в контексте смежных искусств и ремёсел.Начнём с азов. Традиционно в дизайне цветовая палитра имеет так называемые первичные цвета, которые нельзя получить путём смешивания других, и вторичные, получаемые путём смешивания первичных. Первичные – это синий, красный и жёлтый, вторичные, соответственно, – зелёный, фиолетовый и оранжевый. При этом, как видно из диаграммы ниже, каждый первичный цвет по отношению к каждому вторичному является комплементарным (или дополнительным), т.е. полностью противоположным в спектре.
Не нужно обладать феноменальной наблюдательностью, чтобы заметить: именно первичные цвета в подавляющем большинстве случаев оказываются доминирующими в костюмах супергероев. Самые знаменитые и иконографические из них одеты в сочетания (чаще всего парные) красного, синего и жёлтого. Иногда белый и чёрный выступают в качестве вспомогательных цветов, акцентируясь на отдельных элементах и деталях, но общее ощущение всегда в контексте первичной палитры. Обратите внимание, даже Бэтмен, которого мы привыкли воспринимать как рыцаря, одетого в чёрное, исторически также тяготеет к оттенкам синего и жёлтого.
В свою очередь, суперзлодеи преимущественно облачены во вторичные цвета, комплементарные первичным. Практически вся rogue gallery Человека-паука или Бэтмена преисполнена зелёного и фиолетового. Оранжевый, в силу своей неточности при передаче средствами дешёвой печати, здесь очень часто уходит в жёлтый, однако всегда в паре либо с зелёным, либо с фиолетовым.
Супергеройские комиксы выработали собственную семантику цвета, где всякий колорит вызывает у читателя определённые ассоциации, даже если читатель не вдумывается в эти материи так, как мы с вами сейчас. Красный – это отвага, страсть, энергия борьбы и движение к цели, синий – вера, уверенность, спокойствие и мудрость. Зелёный и фиолетовый – цвета потустороннего знания, безумных учёных и колдунов, радиоактивных химикатов и магии. В этом смысле, особенно интересен зелёный: время от времени он семантически выступает не как комплементарный красному, но как нейтральный между тёплой и холодной частью спектра, в результате чего мы имеем и весьма внушительный пул «зелёных» положительных героев, каждый из которых, правда, имеет нюанс в своей биографии, отличающий его от традиционно правильных «сине-красно-жёлтых» (Халк – бесконтрольное чудовище, детище радиации; Роуг – бывшая злодейка; Оливер Куин – бывший линчеватель; Зелёный Фонарь – обладатель трансцендентной космической технологии, в ранней версии – магического свойства).
Но явился ли супергеройский жанр пионером подобной цветовой семантики? Впервые ли мы видим подобный колористический символизм в решении сюжета о героях и злодеях? Конечно же нет, друзья! Блистательные звёзды DC и Marvel – достойные и методичные последователи принципов, выработанных в искусстве задолго до. Чтобы не ходить далеко, обратимся к живописным полотнам моей любимой эпохи Ренессанса. Вот перед нами «Архангел Михаил и мятежные ангелы» Джузеппе Цезари и небезызвестное тициановское «Благословение Христа»:
Никого не напоминает ли нам столь явственно облачение парня слева («парня», разумеется, условного, как мы знаем, ангелы – ребята небинарные)? Заметьте, это не какая-то уникальная прихоть итальянских мастеров, а вполне себе каноническое решение: повсеместно, в том числе и на православных иконах, мы можем наблюдать Михаила в синем и красном и Христа в красном и синем. А противостоит красно-синим героям христианства традиционно зелёный дракон, змий или иной диавол:
Паоло Уччелло «Cвятой Георг и Дракон» (1458-1460)
Михаэль Па́хер «Cвятой Вольфганг и Диавол» (1471—1475)
И вновь, как и в комиксах, в мифопоэтике Средневековья чертовски интересна роль зелёного цвета. Традиционно европейский фольклор интерпретирует зелёный цвет весьма разнообразно. С одной стороны, зелёный ассоциируется с жизнью, природой и плодородием, с другой – наоборот, с ядами, болезнями и недугами. Природная связь зелёного с миром фей и духов в языческой традиции трансформируется в христианском символизме в связь с магией и дьяволом. Зелёный Рыцарь Бертилак де Хаутдезерт из поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» (по мотивам которой у нас грядёт в ближайшем будущем свежая экранизация) оказывается очень любопытным и сложным персонажем, который одновременно выступает в роли и хтонического природного ужаса, и нравственного судьи молодых рыцарей; он и противник, и союзник Гавейна.
Миниатюра рукописи романа «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь». Кон XIV в. Манускрипт Cotton Nero А. х., Британская библиотека. Обратите внимание: Зелёный Рыцарь облачён в зелёное с рыжиной, а сэр Гавейн ожидаемо имеет красный верх, синий низ. Как Питер Паркер. Или Джей Гаррик.
Подобная практически дословная преемственность в цветовом символизме у жанровых мифологических сюжетов разных эпох весьма примечательна. Не думаю, что комиксисты ХХ века все как один скрупулёзно штудировали полотна великих и осознанно воспроизводили цветовые коды рыцарских баллад и храмовых фресок, хоть и не совсем без этого; подобное наследование во многом интуитивно, поскольку цветовой миф окружает нас с самого рождения, взрослея, мы привыкаем соотносить цвета и оттенки с определёнными символическими значениями.
Art by Wonchun Choi
Но что же дальше? Мне кажется, несмотря на устойчивость во времени символизма простых, основных цветов, с каждой новой эпохой культура уточняет и разнообразит цветовой спектр и привязанные к нему ощущения и смыслы. Как известно, чем больше существует в языке цивилизации слов, обозначающих разные оттенки цвета, тем выше и сложнее такая цивилизация. Мы уже получаем массу новых героев, которые дерзко экспериментируют с цветами своих костюмов (например, замечательная Спайдер-Гвен), и в будущем нас ждут решения ещё более интересные: несмотря на всю свою традиционность, мифологическая семантика эволюционирует как и всё остальное. Я, как вы помните, очень люблю фиолетовый, поэтому две мои принципиальные героини – девица-ниндзя Шаюми и протагонистка «Кромешных тайн Эпиотики» Триче – щеголяют в таинственных оттенках пурпура.
А вообще наблюдать все эти штуки в развитии, симпатичнейшие мои, ужасно интересно.
____________
Ещё о цветах и палитрах:
Дизайнерское про Spider-Gwen
О проблеме индиго и других коротковолновых оттенков
О разноцветных командах
|
</> |