О религии, неврозах и энергетике, гонное
myrngwaur — 16.08.2010 Долго вертел в голове ряд вопросов. Довертел-таки - при неоценимой помощи fraulein Zauberstelle, достойной ученицы herr Fromm'a :-)Что со страшной силой бросается мне сейчас в глаза, когда я смотрю на каноническое христианство во всей его многовековой пост-никейской истории? В первую голову огромное количество постулатов типа "взаимоисключающие параграфы". Причем практически каждый из этих постулатов догматизирован.
Примеры:
- Бог одновременно един и троичен (причем мы специально проясняли с Радомиром - именно Одна Личность и Три Личности, а не "модусы одной личности" или "части", или "проявления", или "личины")
- Христос одновременно Бог и Человек
- Церковь одновременно мистическое Тело Христово и сообщество грешных людей
- Гостия/просфира одновременно кусок хлеба и Тело Христово
- Бог одновременно всемогущ и всеблаг (является причиной вообще всего и при этом не является причиной зла)
- Бог одновременно всеведущ и гарантирует свободу воли
- etc etc etc. До последних двух догматов РКЦ, что Папа одновременно грешный человек и непогрешимый лидер Церкви, а Дева Мария была рождена от людей путем естественного зачатия, но при этом не несет предполагаемой общей греховности.
Я начинаю видеть здесь некий доминантный принцип. В особенности когда я гляжу на все великие ереси, от арианства до катаризма. Каждая из них - играет именно от этих взаимоисключающих, от их отрицания, требуя выбрать что-то одно, или не выбирать ничего, но не ВЫБИРАТЬ ОБА ПУНКТА ОДНОВРЕМЕННО. Каждая из них пытается привести христианство к человеческой логике; т.о. каноническая Церковь (здесь уже неважно, римская, греческая или немецкая) идейно от человеческой логики отказывается, требуя от адептов принятия своего credo quia absurdum.
Донна Л., когда я ей это рассказал, выдала очень зацепившую меня мысль: это самое вот наличие взаимоисключающих параграфов - это же конкретная мулька любого практически невроза. Человек нормативно "сходит с ума" - то есть выходит за пределы общечеловеческой бинарной логики, теряет способность ей пользоваться - когда зацикливается на идее, что ему нужны две противоположных вещи одновременно. Что мы имеем в таком случае? Что Церковь требует от человека постоянного эксперимента над здравостью своего мышления. И Л. привела в пример еще одну характерную черту невротика: если его долго тыкать в его противоречие, пытаясь заставить от него отказаться, он становится хаотически агрессивен, потому что именно это противоречие дает ему энергию, потребную для жизнедеятельности. Он, грубо говоря, снова и снова сводит несводимое вместе, получившийся нервный разряд его электризует, активизирует взрывным методом его способности - экстаз, собственно говоря. Это достижимо и иным способом, такое экстатическое состояние - оно достижимо изнутри логики. Можно испытать такой духовный подъем, сделав научное открытие, найдя логичную идею, создав гениальный текст. Но это все - разовые акции. Чтоб получить такое же снова, нужно снова открывать, писать, генерить - что-то новое. А человек с двумя несводимыми полюсами может снова и снова, раз за разом их сводить, и получать все тот же взрыв в голове, и растворяться в восторге Непостижимости, и снова по кругу - размышлять над природой Троицы, осознавая при этом невозможность какого бы то ни было финала размышления, ergo не имея необходимости в развитии и поиске новых идей - все уже сказано на Никейском Соборе.
Стремненько как-то. Стоит обдумать еще. Мысли, мнения, дискуссия, мясо-мясо? Welcome!
|
</> |