О реколлекциях 19.12.10 - 1

топ 100 блогов terciarii_kiev — 28.12.2010 Как и было обещано, начинаем понемногу выкладывать конспекты, составленные по конференциям о.Андрея Каминского ОР.

О реколлекциях 19.12.10 - 1



Реколлекции "Благовещение Слова"



Чтение Священного Писания по методу Lectio divina состоит из 4х этапов:

1. Lectio – о чём объективно говорит текст.
2. Meditatio – что конкретно мне говорит Бог.
3. Oratio – молитва.
4. Contemplatio – созерцание в молчании.

Очень важно вслушиваться в текст. Отцы Церкви говорят, что в Священном Писании нет случайных слов.
Мы знаем Писание, каждый читает, и сегодняшний текст тоже хорошо известен. Для занятий lectio divina важно оставить свой опыт знания текста и в тишине внимательно вслушиваться.
Важно увидеть контекст фрагмента. Увидеть, к кому это слово обращено.
Больше всего Слово Божие комментирует само Слово Божие. Часто сбоку возле текста находятся ссылки, сноски. Это общее направление чтения Слова в контексте Слова.
Как читать? Евреи читали так, чтобы _слышать_. Шёпотом. Важно не только читать, но и слушать.
Читать медленно и несколько раз подряд. Прочесть весь текст раз и два, а только потом начинать думать, чтО Бог хочет нам сказать.
На будущее: один из способов чтения Священного Писания – переписывать текст от руки. Это как бы более медленное чтение, не спеша. Хорошо иметь разноцветные карандаши, подчёркивать то, что нас задело: то, чего мы не понимаем, или то, что меня особенно коснулось. Но не после первого же прочтения, а хотя бы после третьего.
Пробовать войти в атмосферу текста, ощутить его вкус. Понять значение слов и предложений. Здесь могут помочь различные комментарии, которые библисты готовят для Писания.
Размышляя над данным фрагментом, ищем значение слов и предложений, чтобы найти т.наз. ключевое слово. В конкретном фрагменте есть одно слово или предложение, наиболее важные в данном отрывке.
За один день это сложно сделать, но если мы будем практиковать этот метод (lectio divina), то научимся. Речь идёт не о слове, которое задевает лично меня, а о том, что там объективно есть.
Всё это касается первого этапа – lectio, собственно чтения.

Meditatio – что конкретно Бог хочет сказать именно мне. Что меня зацепило, обеспокоило, что поставило мне какой-либо вопрос. Здесь важным будет именно это ключевое слово.
Процесс медитации – это когда мы собираем эти важные слова.
Важно понять: Что именно взволновало меня в этих словах? Что требуют эти слова от меня лично? Как они могут изменить меня в лучшую сторону?
Чего именно касается это слово в моём сердце? Здесь Бог говорит что-то очень важное обо мне самом, о моих взаимоотношениях с Ним и с другими людьми.
Здесь мы останавливаемся в размышлении именно над этими важными словами.
Третья остановка – конфронтация со Словом. Оно чего-то касается, чего-то требует. Это следующий этап медитации.
Итак, lectio – это поиск ключевого слова в объективном тексте, meditatio – поиск важного для меня слова, и потом размышление над тем, что оно мне говорит.
Мы сейчас никуда не спешим. Час на чтение, чтобы понять. Потом – час на медитацию.
Есть два искушения. Либо задержаться дольше в интеллектуальной части, либо слишком быстро перейти к тому, что касается лично меня.
Позже Святой дух будет нас вести, это не обязательно будет час плюс час. Но сейчас, для начала, идём по расписанию. Доверять Святому Духу и соблюдать тишину. Не разговаривать.

Несколько замечаний к тексту.
Благовещение о Рождении Иисуса в Евангелии от Луки.
Лука писал Евангелие для христиан, обращённых из язычников. Т.е. в это время уже формируется Церковь, есть определённые структуры. Он пишет к тем, кто уже принял Христа и должен проповедовать Его миру. Некоторые говорят, что Евангелие от Луки – это "Евангелие для евангелизаторов".
Данный фрагмент – в первой части евангелия, о детстве Иисуса. Два Евангелия говорят нам о детских годах Спасителя: Лука и Матфей. Сейчас каждый день до Рождества будут звучать на Мессах эти отрывки.
Лука пишет для тех, кто хочет проповедовать. В самом начале он представляет нам Марию. Это Благовещение находится между двумя событиями: благовещением о рождении Крестителя и встречей Марии с Елизаветой.
"В шестой месяц" – не сказано от чего, но это от зачатия Крестителя, и в конце говорится о родах Елизаветы. Следовательно, этот текст не существует сам по себе, у него есть контекст, есть целая история жизни Марии, к Ней приходит ангел и говорит Ей о воле Бога. Бог приходит в реальность жизни Марии, готовит Её к важному событию в истории спасения.
Это определённая протяжённость истории спасения, и каждый человек так же в неё вписан, не является "отрывочным" в своём существовании.
Тот же самый архангел Гавриил говорит с Захарией и с Марией. Сначала ангел даёт описание величие ожидаемого Крестителя – и тот родился, и окружающие удивлялись. Потом идёт Благовещение Марии – более высокий уровень. Это поэтапное возвышение. Есть ещё более Великий.
Я хотел бы, чтобы на Благовещение мы посмотрели как на призвание Марии к материнству, вхождение в дружбу с Богом. Лука говорит: если мы хотим быть евангелистами, то должны войти в эти приятельские отношения, близкие отношения с Богом.
И этот диалог между посланцем Бога и Марией. Присматриваясь к диалогу, видим, что это не слепое подчинение, а сознательное вхождение человека в сотрудничество с Богом. Первая реакция на встречу с Богом – как часто в Священном Писании – страх. Каждый человек испытывает страх, когда впервые познаёт своё призвание. Но доверие Богу побеждает страх. При разных призваниях это одинаково, у Захарии – тоже. Ничего особо нового.
Но ответ Марии совершенно иной, чем Захарии. Он хочет знака. Мария же спрашивает, как это случится, – чтобы понять. Я должна стать Матерью Сына Божьего – да, в вере я это принимаю, но не знаю, как это должно случиться.
Она не требует знака (знамения) – а просто хочет понять. Так и мы, читая Священное писание, не понимаем – и спрашиваем. И Бог отвечает.
Это прекрасный диалог: Она спрашивает – доверяет – принимает. Надо посмотреть на все эти важные слова.
Каждое слово здесь важно. Радуйся, полная благодати – это Её имя. Ангел не говорит «Мария», а называет Её новым именем. В семитском понимании имя – это сущность. Потому Её имя – Благодати полная.
«Радуйся» – есть разные переводы. Призыв радоваться наполняет весь этот отрывок.
Текст отсылает нас к разным моментам: к Непорочному Зачатию и др. Поищите сами. Вхождение в диалог Марии с ангелом – это построение взаимоотношений человека с Богом, в которых формируется евангелизатор. То, что мы, доминиканцы, называем contemplata aliis tradere – а тут второй шаг: созерцать, чтобы делиться.
Попробуем найти ключевое слово, чтобы потом в медитации посмотреть, чему нас в нашем призвании учит это слово.
Диалог с Богом, происходящий тут, – можно увидеть, как Благовещение приготовлено предыдущей жизнью Марии. Давайте посмотрим сквозь призму призвания Марии на наше собственное призвание: что НАС привело к тому, что мы тут, что мы доминиканцы, что мы слушаем Слово Божье. Красивое слово о Елизавете – «для Бога нет ничего невозможного».
Эти слова сказаны не для того, чтобы Мария поверила ангелу, но чтобы показать всемогущество Бога. Мария не нуждается в подтверждениях – Елизавета называет Её «блаженная, которая уверовала». Нужно поверить Богу и принять своё призвание – как это сделала Мария.
У нас есть тексты в разных переводах; можно прочитать все, а потом работать с одним. Если будем прыгать от текста к тексту, то потеряемся.
Начнём в Святом Духе – без Него у нас нет шансов!
Colatio – деления – не будет. Здесь только мы и Слово. Говорить не будем.
Итак, в Lectio divina наиболее важно – услышать, что Бог хочет сказать нам через Своё Слово, чтобы Его Слово прозвучало в нас.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Итак, что такое "гость" с этимологической точки зрения? Давайте разбираться. ГОСТь, ХОСТел, ГОСТинец, ГОСТинница... то что пришло или для пришедших (!) др.-русск. гость ...
     Я уже не могу. Я просто устал. Ничего не меняется в мире и в ЖЖ.      Стоило бандиту Ройзману написать очередную чушь, что в Нижнем Тагиле за год было закрыто 140 дел по сбыту наркоты, как хомяки отчаянно завяли. Завыли громче, чем собака ...
Нашему унылому "нацлидеру", при взгляде на которого зевота и оскомина сводит скулы даже у самых дисциплинированных "сторонников",  такое и не снилось... ...
Выдалась редкая свободная минутка. Посему вместо обеда тезисно: Дела российские продолжают радовать, ибо заболеваемость КОВИДом как рухнула в середине февраля, так и держится в том же нисходящем тренде (тьфу-тьфу-тьфу). И это не только данные статистики, коей верить можно исключительно ...
Детский сад с гранатой: «Вы рабы Путина!.. можно к вам приехать?» Автор: MASTER от 26-07-2014, 01:18 , посмотрело: 13354 «Вы рабы Путина!…можно к вам приехать?» Вот в этом вся Украина. Фраза составлена из двух сообщений одного и того же человека, но одно написан ...