О реформах императора Александра II, Царя-Освободителя
sandra_nika — 21.03.2021 Рубрика "Вынесено из комментариев". Отличный текст, написанный уважаемым charodeyy к юбилейным датам - в марте этого года их было две: 140-летие убийства императора Александра II и 160-летие отмены крепостного права.Царствование императора Александра II, Царя-Освободителя, трагически началось и трагически закончилось. Надо сказать, что в XIX веке он был, несомненно, самый образованный и самый подготовленный к своей роли русский государь, первый из русских государей, получивший системное образование, два высших образования даже — военное и юридическое. Необычайно образован был, конечно же, дед его Павел I. Но у Павла было куда менее системное образование, то было образование XVIII века.
Александр использовал весь свой талант, все свои умения для проведения важнейших со времён Петра I Великого реформ. Если его отцом было сделано очень много для подготовки крестьянской реформы, то Александр ее провел. Реформы прошли в срок и, кстати, прошли очень быстро. Уже в 1861 году последовало освобождение крестьян. В 1862-64 годах прошли еще три реформы — земская, городская - то есть возвращение русской традиции самоуправления, прерванной в начале XVIII века - и судебная, то есть принятие новых судебных уставов. И в 1871-74 годах в основном была проведена военная реформа под новый закон о всеобщей воинской обязанности.
Конечно, земельная реформа вызывает нарекания. Основная часть обрабатываемой земли оказалась в руках крестьян. Они получили землю с рассрочкой выкупных платежей на 50 лет, с очень мягкой рассрочкой. Главным недостатком этой реформы было то, что крестьяне получили надельное владение. То есть, они получили землю не в собственность, а в пользование. Действовать иначе, как и его отец, Александр II не мог, потому что хотя крестьяне были собственниками земли, поместное владение в России оказалось таким запутанным в XVIII веке, что помещик тоже был собственником той же земли. Идти против существующего законодательства и нарушать права помещиков было бы немыслимо. Разрешить эту проблему было сложно.
Но проблема была не в том, что крестьянин не был полным собственником и не мог продать свою землю. Это как раз русская традиция. Проблема была в другом — земельные законы были ориентированы на сохранение общины. А община была вправе провести "коренной передел", то есть, в последующие, пореформенные годы проходили переделы земли "по справедливости". И, следовательно, крестьянин не мог увеличить свой надел, и не был заинтересован в интенсификации обработки земли, прежде всего к широкому применению удобрений и новых технологий. Зачем инвестировать в то, что не является твоим, а является общим? Тогда почти все слои общества были за сохранение общины. Бюрократия была за, потому что видела в общине дополнительный механизм полицейского контроля над мужиком. Славянофилы, умнейшие и благороднейшие люди своей эпохи, были сторонниками общины, потому что видели в ней, не замечая ее изуродованности за два века крепостничества, нашу национальную и даже более того исконно славянскую традицию. Наконец, революционеры и радикалы, которые конечно в полный голос этого не говорили, тоже были сторонниками сохранения общины, потому что видели в ней основу будущего социализма. Понадобились реформы его великого внука, императора Николая II, который руками П. А. Столыпина начал проводить политику слома общины, передачи земли в личное пользование крестьянам, что способствовало возникновение нового слоя зажиточных крестьян.
Все другие реформы Александра Второго могут считаться безупречными.
Земская реформа восстановила многосословное земство. Впервые с XVII века дворяне, купцы, мещане и крестьяне в одних и тех же земских учреждениях участвовали в выработке общих решений, которые задевали вопросы уезда или губернии. Земство было поставлено в значительной степени в независимое положение от государственной власти, оно не считалось частью государственной власти. Земские учреждения открывали школы и училища, больницы и приюты. Не государство, а сами горожане решали, какие школы им открывать, и какую школьную программу выбирать. Россия приблизилась к всеобщей грамотности населения. В 1908 году, то есть через полвека с небольшим мы уже имели всеобщее обязательное народное образование. Безусловно, народным образованием очень много занималась церковь, немало и государство, но более всех — земство. Россия получила широкую земскую медицину. Благодаря земским учреждениям к XX веку Россия имела лучшую систему агротехнического и ветеринарного обслуживания крестьян после Италии.
Немалы и заслуги городского самоуправления, городской реформы. Особенно ярко выделялась Москва. В 1903-1908 гг. городские власти без привлечения государственного бюджета самостоятельно построили и ввели в эксплуатацию наземную линию поездов — Московское центральное кольцо, которым мы и сейчас пользуемся. В 1912 году было принято решение о строительстве метро, и в конце 1916 года начались строительные работы, прерванные в начале 1917 года. По предварительному плану метро должно было быть построено в 1922 году. Из-за революционных несчастий это было сделано на 12 лет позже, притом советская власть воспользовалась готовыми инженерными и геологическими разработками Московской городской думы, и «Метрострой» был государственным учреждением.
Благодаря судебной реформе Россия получила современный успешный суд, значительно более прогрессивный чем современный (про советское кривосудие и говорить нечего): состязательность процесса, то есть противостояние перед независимым судьей обвинения и защиты; гласное судопроизводство, кроме государственных преступлений по террору; наличие профессиональной адвокатуры; наличие коллегии присяжных. Но то было и в западноевропейских странах. А вот русский государственный прокурор в ходе процесса мог отказаться от обвинения, если убедился, что обвиняемый невиновен. Французский прокурор такого права ни в коем случае не имел.
При рассмотрении реформ Александра II часто стремятся представить его западником. Однако смотрите сами. Разве у нас не было развитого в земского самоуправления в XVII веке? Было. Значит, мы вернулись к национальной традиции. Да, ввели суд присяжных из 12 человек по англо-саксонскому образцу (замечу, правда, что именно Англия в XIX веке считалась эталоном консерватизма, а эталоном либерализма считалась Франция). Но ещё государь Иван III в своем Судебнике 1497 года запрещает совершение суда без участия лучших людей, то есть выбранных среди местных обывателей, среди местных жителей. Мы опять-таки вернулись к своему.
Было многое сделано и для Русской Православной Церкви. Здесь безусловно есть огромная заслуга его сподвижника, обер-прокурора графа Дмитрия Андреевича Толстого, одного из самых ярких интеллектуалов того времени, историка, философа и богослова, который за свой фундаментальный труд "Римский католицизм в России" был удостоен степени доктора философии учёным советом Лейпцигского университета и внимания папской курии, внёсший сочинения графа Д.А.Толстого в «Индекс запрещённых книг» с пометкой «opus praedamnatum» (так помечались особенно опасные книги). Его стараниями был принят закон, разрушивший сословную замкнутость духовенства. Священнослужителем отныне мог стать любой православный, чувствующий собственное призвание. Детям духовных особ было разрешено поступать в гимназии и военные училища. Также и в семинарии был открыт доступ всем православным. Закон устанавливал, что «дети лиц православного духовенства не принадлежат лично к духовному сословию». Сыновьям священников могло присваиваться личное дворянство, а сыновьям церковнослужителей – личное почетное гражданство. Объем финансирования духовных школ увеличился, были утверждены новые уставы духовных училищ, семинарий и академий. Окончившим духовные семинарии был открыт доступ в университеты.
Увенчать великие реформы должна была государственная дума, законосовещательная, не лишавшая государя права последнего слова, и, безусловно, устроенная в развитие земской системы, а не по партийному принципу. Вот этого революционеры не могли потерпеть ни при каких обстоятельствах и начали омерзительнейшую охоту на государя...