О реальной сути «технотронной цивилизации»
anlazz — 24.11.2019 Один из последних постов Розова оказался посвященным прекрасному – теме, которая, по существу, полностью раскрывает суть той самой цивилизации, которая была обозначена им, как «технотронная». Речь идет о взаимоотношения ученых, занимающихся установлением контактов с внеземными цивилизациям. А точнее – с посылкой им соответствующих сигналов через земные радиотелескопы (METI). Интересно это в том смысле, что у данной идеи нашлись не только многочисленные сторонники, но и очевидные противники. Такие, как описанный у Розова королевский астроном Англии Мартин Рэйл, который утверждал, что «любые существа из космоса могут оказаться злобными и алчущими». Впрочем, это относится не только к нему – подобные мысли высказывались многими людьми, включая такого «корифея», как Стивен Хокинг.Так вот – все это выглядит крайне забавно. И вовсе не потому, что олицетворение «внеземного разума» с земными колонизаторами выглядит крайне натянутым. Поскольку данная проблема, конечно, крайне интересная, но в данном конкретном случае она на порядок менее важна, нежели нечто другое. А именно то, что все эти люди – причем, не только противники, но и сторонники пресловутого METI – по умолчанию должны понимать… бессмысленность данной программы. По той простой причине, что все они прекрасно должны быть осведомлены о принципах распространения радиосигнала, а значит – знать, что уже на удалении в пару световых лет (если не много ближе) различить «послание человечества» совершенно невозможно. Даже при учете наличия самых чувствительных инструментов в руках гипотетических «зеленых человечкой».
* * *
Еще раз – для любого, более-менее разумного человека, хоть как-то знакомого с радиотехникой, сама идея послать радиосообщение к «иным мирам» выглядит абсурдом. Особенно при использовании современных радиотелескопов. Поэтому, скажем, тот же Ли Цысинь в своем «Темном лесе» при вынужден был прибегнуть к фантастическому допущению наличия некоего механизма «усиления радиосигнала» в недрах Солнца, который ему нужен для того, чтобы затронуть «ксенологическую тему». Поэтому наивно было бы считать, что Рейл, Дрейк, Саган или Хокинг менее образованны для данного понимания, нежели китайский инженер.
Однако для чего тогда необходима вся эта «возня» со стремлением «позвать» внеземной разум –или, напротив, отгородиться от него? А нужна она для простой цели – повышения значимости науки и, соответственно, повышении выделяемых на нее средств. Поскольку, давайте уж скажем честно, вся эта астрономия (включая радио) для среднего человека выглядит более, чем отстраненным от «нормальной жизни» занятием. Ну да – сидит такой бородатый дедушка (в дурацком колпаке звездочета), и смотрит в свой телескоп. За государственный счет, разумеется. Понятно, что особого энтузиазма это не вызывает, особенно у лиц, обременных государственными заботами и значительным богатством. А вот контакт с могущественными «иными мирами» – это совершенно иное. (Даже при условии, что речь идет просто об обмене сообщениями.) Недаром «инопланетянами» в США занимается то же самое ведомство, которое проводит самые изощренные операции для поддержания американской «гегемонии» - ЦРУ.
Понятно, что на этом фоне «инопланетная тема» просто не может быть не поднята. Разумеется, это не значит, что следует вести речь о «заговоре ученых», которые массово дурят головы государственным чиновникам и руководителям частных фондов. Поскольку на самом деле все происходит скорее неявно – идея «космических сообщений» однозначно несет «хайп», а значит – постоянно «выдергивается» журналистами из скучных научных сводок. Поэтому специалисты предпочитают ее поддерживать хотя бы ради рекламы. ( Хотя в душе все прекрасно понимают, что эти самый METI, да и SETI, как таковые – бессмысленное занятие, и что на нынешнем уровне развития никто общаться через расстояние в десятки световых лет не может.) Ну, и разумеется, при подобной ситуации просто грех было бы не начать «тренироваться в логике», рассуждая о том, благую ли весть можно получить из глубин Вселенной или неблагую…
На самом деле это, кстати, ничем не отличается от знаменитых споров о том, сколько ангелов поместится на кончике иглы в Средние века. Поскольку тогда так же было понятно, что рационального объяснения большинству богословских проблем нет, поскольку Credo quia absurdum – в смысле, невозможно постижение божественной воли слабым человеческим умишком. Но поскольку королям и папами нужно было именно это – то почему бы и нет?
То есть, в плане реального места в жизни науки и техники ситуация изменилась не сильно. Точнее сказать – в современном мире ситуация изменилась не сильно, поскольку было время, когда мир был несколько иным. Но об этом, разумеется, надо говорить уже отдельно.