О разрыве между деятелями искусства и обществом
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Явление не новое, в 90е было примерно тоже самое. Кинотворцам было интереснее преумножать боль и унижение нашего народа, выдавая тонны чернухи, а не давать хотя бы какой-то лучик света, промыть наши раны.
И сейчас в этом плане, на самом деле наблюдается что-то невообразимое. Мы живём под огромным давлением, и мы нуждаемся в том, чтобы это переосмыслить. Но в тех местах, где должна существовать какая-то точка опоры для нас - в области культуры, в том числе массовой культуры, у нас наблюдается или пустота, или густопопсовая апачевщина. За прошедшие годы СВО было снято не так уж и много картин, больше документальных фильмов. Да, есть несколько военных драм, но проживая нечто каждый день по новостям, тяжело возвращаться к этому и в искусстве. Но это не значит, что не нужно проговорить эту тему.
Нечто изменилось в начале января 2025, когда на стримминговых сервисах вышла музыкальная драма комедия под названием "Ландыши. Такая нежная любовь" А. Карпиловского. Розовая обложечка, смазливая девочка с гитарой. Авторы предельно осторожничали, чтобы наивные зрители не узнали, что в центре внимания будет жизнь военного гарнизона, главные герои - военный и его почти случайная жена, а сама история начинает свой отсчёт 17 февраля 2022 года.
Эта история мне кажется очень обаятельной. Да, в ней есть ряд решений, которые мне не нравятся. Но там же есть столько сильных и прекрасных образов, из-за которых ей можно многое простить (лично я всё простила).
Там есть принцесса из Лондонграда, которая начинает с того, что говорит на визовом контроле: "Да, своя я, своя, русская". А потом осознанно это выбирает.
Там есть российская армия, которая ощущается как настоящая сила, в которой царит дружба и взаимовыручка.
Там есть дружное, сплочённое и принимающее сообщество офицерских семей.
Там есть военные, показанные как любящие супруги и отцы. Что, вообще-то, неслыханная дерзость, потому что у современных творцов, современного массового искусства сложилось клише, что если военный (российский военный), он должен быть мужем-абьюзером и отцом-деспотом.
Там есть 24 февраля, показанное в простых и сильных образах.
Там нет политики, там нет ужасов войны. Есть просто люди, которых она коснулась: есть военные, есть их близкие. Они там упомянуты, и показаны людьми, причём людьми - хорошими.
Нужно понимать, что жанр здесь музыкальная комедия и драма, и в ней достаточно условностей. Вначале она, скорее, комедия, а персонажи и события кажутся нарочитыми, но это так задуманно, чтобы стали очевидны изменения. А потом она, скорее, драма. И чем ближе финал, тем становятся сложнее тона и образы. Хотя это случай, когда проект гораздо глубже, чем хочет казаться. Но он не про документальное воспроизведение событий, а про чувства: про любовь, про чувство принадлежности и про возвращение к корням.
Сработала ли осторожность, с которой создатели фильма выставили фильм (заманили), или смелость, с которой они подняли заявленные темы, но история внезапно выстрелила, возглавив рейтинг родной для себя платформы wink, а еще топ месяца Кинопоиска, и сделав исполнителей главных ролей, молодых, малоизвестных актёров настоящими звёздами.
Самый большой заряд любви достался исполнительнице главной роли Нике Здорик, которая сыграла Катю, главную героиню истории. Ей просто повалил вал обратной связи. И очень хочется отдельно выделить, что помимо других зрителей, обычных зрителей, ей в социальных сетях слова благодарности пишут женщины, жёны военных, женщины, чьи мужья сейчас на СВО, чьи мужья были ранены или пропали без вести. За что? За то, что их заметили. За то, что прожили хотя бы на экране, хотя бы немного, с ними их боль.
Военные благодарят за то, что их показали нормальными (но на самом деле -- прекрасными, почти как в жизни).
И это очень круто, что вышло нечто такое. Не перегруженное тяжелыми подробностями, где-то лёгкое, где-то серьёзное. Но главное - соответствующее запросу общества.
И это на самом деле очень страшно. Потому что СВО идёт уже не первый год, а огромная часть общества, которая нуждался в поддержке такого рода (через массовую культуру), сознательно игнорировалась: это военные, их семьи. Да, просто обычные люди, которые было нужно это обсудить.
Недавно вышло интервью режиссёра Александра Карпиловского. Так, по его словам 200 (!) актёров отказались от ролей в этом проекте (он правда поправился, что, наверное, не все из них были по идеологическим причинам). Для этих людей, участие в проекте без политики, без какого-то особого негатива в адрес украинушки, чрезвычайно осторожного проекта, оказалась неприемлема. Понимаете, какие риски - просто показать российских военных хорошими людьми и просто обозначить важность и драматичность 24 февраля 2022 года.
И это ненормально, потому что они для нас, а не мы для них. Но тем не менее, есть что есть. Но в этом есть и хорошие предпосылки, потому что свою долю зрительской любви получили те, кто её заслужил.
Интервью А. Карпиловского (об отказах - 4:05)
Фрагмент интервью Ники:
https://t.me/radio_sputnik/66723
|
</> |