О разрыве между деятелями искусства и обществом

топ 100 блогов peremogi05.02.2025 Так получилось, что в нашем обществе сфера массовой культуры почти оккупационная, и достаточно весомый процент творцов не слишком-то нас любят. Мы им не интересны, и даже как на потребителей своего творчества, они смотрят на нас, обычных людей с высока. Им не интересны наши проблемы, не интересна наша боль. Они смотрят на нас как на некую массу, которую они просвещают в определённом ключе, а не на личностей, у которых есть свои культурные, эстетические потребности.

Явление не новое, в 90е было примерно тоже самое. Кинотворцам было интереснее преумножать боль и унижение нашего народа, выдавая тонны чернухи, а не давать хотя бы какой-то лучик света, промыть наши раны.

И сейчас в этом плане, на самом деле наблюдается что-то невообразимое. Мы живём под огромным давлением, и мы нуждаемся в том, чтобы это переосмыслить. Но в тех местах, где должна существовать какая-то точка опоры для нас - в области культуры, в том числе массовой культуры, у нас наблюдается или пустота, или густопопсовая апачевщина. За прошедшие годы СВО было снято не так уж и много картин, больше документальных фильмов. Да, есть несколько военных драм, но проживая нечто каждый день по новостям, тяжело возвращаться к этому и в искусстве. Но это не значит, что не нужно проговорить эту тему.

Нечто изменилось в начале января 2025, когда на стримминговых сервисах вышла музыкальная драма комедия под названием "Ландыши. Такая нежная любовь" А. Карпиловского. Розовая обложечка, смазливая девочка с гитарой. Авторы предельно осторожничали, чтобы наивные зрители не узнали, что в центре внимания будет жизнь военного гарнизона, главные герои - военный и его почти случайная жена, а сама история начинает свой отсчёт 17 февраля 2022 года.
Эта история мне кажется очень обаятельной. Да, в ней есть ряд решений, которые мне не нравятся. Но там же есть столько сильных и прекрасных образов, из-за которых ей можно многое простить (лично я всё простила).
Там есть принцесса из Лондонграда, которая начинает с того, что говорит на визовом контроле: "Да, своя я, своя, русская". А потом осознанно это выбирает.
Там есть российская армия, которая ощущается как настоящая сила, в которой царит дружба и взаимовыручка.
Там есть дружное, сплочённое и принимающее сообщество офицерских семей.
Там есть военные, показанные как любящие супруги и отцы. Что, вообще-то, неслыханная дерзость, потому что у современных творцов, современного массового искусства сложилось клише, что если военный (российский военный), он должен быть мужем-абьюзером и отцом-деспотом.
Там есть 24 февраля, показанное в простых и сильных образах.
Там нет политики, там нет ужасов войны. Есть просто люди, которых она коснулась: есть военные, есть их близкие. Они там упомянуты, и показаны людьми, причём людьми - хорошими.
Нужно понимать, что жанр здесь музыкальная комедия и драма, и в ней достаточно условностей. Вначале она, скорее, комедия, а персонажи и события кажутся нарочитыми, но это так задуманно, чтобы стали очевидны изменения. А потом она, скорее, драма. И чем ближе финал, тем становятся сложнее тона и образы. Хотя это случай, когда проект гораздо глубже, чем хочет казаться. Но он не про документальное воспроизведение событий, а про чувства: про любовь, про чувство принадлежности и про возвращение к корням.

Сработала ли осторожность, с которой создатели фильма выставили фильм (заманили), или смелость, с которой они подняли заявленные темы, но история внезапно выстрелила, возглавив рейтинг родной для себя платформы wink, а еще топ месяца Кинопоиска, и сделав исполнителей главных ролей, молодых, малоизвестных актёров настоящими звёздами.

Самый большой заряд любви достался исполнительнице главной роли Нике Здорик, которая сыграла Катю, главную героиню истории. Ей просто повалил вал обратной связи. И очень хочется отдельно выделить, что помимо других зрителей, обычных зрителей, ей в социальных сетях слова благодарности пишут женщины, жёны военных, женщины, чьи мужья сейчас на СВО, чьи мужья были ранены или пропали без вести. За что? За то, что их заметили. За то, что прожили хотя бы на экране, хотя бы немного, с ними их боль.
Военные благодарят за то, что их показали нормальными (но на самом деле -- прекрасными, почти как в жизни).
И это очень круто, что вышло нечто такое. Не перегруженное тяжелыми подробностями, где-то лёгкое, где-то серьёзное. Но главное - соответствующее запросу общества.

И это на самом деле очень страшно. Потому что СВО идёт уже не первый год, а огромная часть общества, которая нуждался в поддержке такого рода (через массовую культуру), сознательно игнорировалась: это военные, их семьи. Да, просто обычные люди, которые было нужно это обсудить.

Недавно вышло интервью режиссёра  Александра Карпиловского. Так, по его словам 200 (!) актёров отказались от ролей в этом проекте (он правда поправился, что, наверное, не все из них были по идеологическим причинам). Для этих людей, участие в проекте без политики, без какого-то особого негатива в адрес украинушки, чрезвычайно осторожного проекта, оказалась неприемлема. Понимаете, какие риски - просто показать российских военных хорошими людьми и просто обозначить важность и драматичность 24 февраля 2022 года.

И это ненормально, потому что они для нас, а не мы для них. Но тем не менее, есть что есть. Но в этом есть и хорошие предпосылки, потому что свою долю зрительской любви получили те, кто её заслужил.

Интервью А. Карпиловского (об отказах - 4:05)




Фрагмент интервью Ники:
https://t.me/radio_sputnik/66723


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Существует легенда про то, что Николай I, устав от споров – как именно должна пройти железная дорога Москва-Санкт-Петербург, взял линейку и прочертил прямую линию между двумя городами. В середине перо наткнулось на приложенный к линейке палец и ...
поскольку в сообществе назревает новый мем, хочется пояснить, что изначально подразумевалось под этим словосочетанием- общение двоих людей исключительно в товарищеско-дружеском формате, не только без секса, но и без обещания оного. возможны, ...
Праздничная суета и ничегонеделание закончились. Надеюсь. Понедельник да еще после затяжных праздников всегда горазд на сюрпризы. Обнаружилось, что в доме нет не только хлеба, но и муки. Есть всякая-разная типа гречневой, льняной и гороховой, а срочно потребовалась обычная ...
Всех с Праздником Труда! Друзья подкинули песен. Первая — поскольку я столько писала про нефть, и собираюсь дальше) "Я очень рад, конечно, что у вас подорожает Нефть!" А вторая — "Вальпургиева ночь" — по календарю. ...
Александр Николаевич Афанасьев известен прежде всего как собиратель и публикатор таких классических русских сказок, как «Курочка Ряба», «Колобок», «Гуси-лебеди». Но немногие знают, что исследователь уделял не меньшее внимание и народным сказкам эротического, а зачастую даже вульгарного ...