О прозе Ю.В, Жадовской
fem_books — 13.07.2024 Будучи известной поэтессой, Юлия Жадовская начала писать прозу и, как свидетельствуют мемуарные источники, удалилась от литературной деятельности, огорчённая невниманием публики к её прозаическим опытам. Казалось бы, если книга не слишком интересна аудитории в год написания, что могут открыть в ней следующие поколения? Повесть «Отсталая» (1861) ответит нам на этот вопрос.Итак, дворянская усадьба, но небогатая и неблестящая. Её рачительная и властная, но болезненно замкнутая хозяйка. Хозяйская дочь Маша, семнадцати лет, и при ней ровесница-горничная, Матрёша.
Вообще, конечно, условия, в которых растёт привилегированная Марья Петровна, отличаются от условий, в которых развивается непривилегированная Матрёна Левонтьевна, но не так чтоб сильно. Обе девушки без отцов. У обеих матери — деспотичные, с тяжёлыми характерами. Матрёша совсем неграмотная, Маша знает грамоте и освоила четыре правила арифметики, но читать нечего, кроме журналов девяностостолетней давности. Заняться ей капитально нечем. Жать и прясть не барское дело, а к организации хозяйства властная мама не допускает. Круг общения? Да никакого. Если у Матрёши ещё были когда-то подруги в деревне, то Маша не общается ни с кем, кроме матери, приживалки и старого отцовского приятеля. Со слугами тоже не извольте панибратствовать, они холопки, а вы барышни. Верх блаженства — лазать по деревьям и рассматривать округу с высоты. Молодость и скука торят дорожку беззаконному чувству...
В «Отсталой» откровенно, без особых прикрас обсуждаются такие тревожные темы, как добрачные связи, беременность и материнство без брака, бегство из родительского дома. И опять же получается, что и дворянские дочери с крестьянскими схожи, и светский соблазнитель с сельским кудрявым молодцем одним миром мазаны. Но хэппи-энд потому и выглядит натянутым, что неясно, какие события к нему привели. Самое интересное остаётся за кадром. Маша и Матрёша прошли через страдания, нравственно созрели, выросли. Допустим. И что конкретно с ними случилось за эти годы, что привело их, таких «отсталых», к «уходу вперёд»? Мы не знаем, а Жадовская нам не говорит. Потому что сама не знает. Сцены в усадьбе и в провинциальном городке великолепны. Но писательница мало что изучила, кроме этой усадьбы и провинциального городка, а выдумывать отказывается, из авторской честности слагает перо. Нечто подобное произошло в «Лакуне» Барбары Кингсолвер. Впрочем, там это художественный приём, а у Жадовской следствие ограниченного болезнью и отцовской тиранией жизненного опыта. То бишь того самого, от чего бегут её героини. Не можешь уйти сама — устрой побег хотя бы персонажам.
http://az.lib.ru/z/zhadowskaja_j_w/text_0020.shtml
|
</> |