О происхождении мехицы
o_aronius — 08.11.2016 Некоторое время аз, многогрешный, участвовал в переводе книги известного американо-израильского раввина. В которой автор, среди прочего, красочно описывал, как в 60-е годы он, не щадя живота своего, боролься за то, чтобы в его американской синагоге была виздвигнута мехица - специальная перегородка, отделяющая мужеский пол от женского. И в связи с этим, помнится, мне подумалось.Как веряют нас отдельные ортодоксы, Разделение мужчин и женщин существовало в синагогах с момента их появления в период Вавилонского изгнания. Однако тем, кто интересовался историей вопроса (включая ортодоксов же), хорошо известно, что в Талмуде и талмудической литературе нет никаких упоминаний ни о перегородках, ни о женских галереях. Не находят их следов и археологи, и первые упоминания о синагогальных "гинекеях" мы находим только в средневековых источниках. Однако о чем, кажется, никто не писал (буду рад, если ошибаюсь, особенно со ссылкой), это о происхождении сего славного обычая.
И вот на днях, будучи в гостях и открыв в случайном месте случайную книгу, аз, многогрешный, нашел следующий текст знатока церковной истории академика Голубинского:
У Греков во время богослужения мужчины и женщины становились в церквах отдельно одни от других,—первые в самых церквах, вторые на верхних галереях. Обычай этот, взятый из житейского быта или из домашней жизни, в которой женщины, отделенные от мужчин, жили у Греков в своих особых гинекеях, нет сомнения, восходит у них к самому первому времени христианства, и во всяком случае в житии Василия Великого упоминается как уже бывший до него...Всходы на них устраивались не из самых церквей (в которые не должны были заходить женщины), а всегда из папертей. Для пресечения возможности непозволительных сношений между мужчинами и женщинами посредством глав, галереи эти иногда, а в позднейшее время, как кажется, всегда завешивались прозрачными занавесями (так чтобы женщинам видна была церковь, но их не видно было из церкви) или заставлялись решетками.
Объяснения этой практики мы находим, к примеру, у Иоанна Златоуста:
Надлежало бы иметь внутри храма стену, которая отделяла бы вас от женщин. Но как вы не хотите этого, то отцы признали необходимым отделить вас, по крайней мере, этими деревянными досками; в древнее же время, я слыхал от старцев, не было и таких стен, о Христе бо Иисусе несть мужеский пол, ни женский (Галат. III, 28), да и во времена апостолов вместе находились мужчины и женщины. Тогда и мужчины были мужчинами, и женщины женщинами, а ныне все напротив: женщины усвоили себе нравы блудниц, а мужчины ничем не лучше коней неистовых.
В некоторых храмах этот обычай сохранился до XIV века, о чем свидетельствует, к примеру, следующее сообшение русского паломника:
В лето 6900 (1392) 11 февраля, в неделю Блудного сына, венчался Мануил на царство с царицею патриархом Антонием 27. Венчание его было чудным зрелищем. Было ночью бдение всенощное во святой Софии. Рассвело, пришли люди, и я там был. Было народу множество, мужчины внутри церкви, а женщины на хорах. И так искусно устроено. Все женщины стояли за шелковыми занавесами, их лиц и украшения никому не было видно, они же все могли видеть.
Как пишут исследователи, похожая практика, хотя и в менее радикальной форме, существовала и в западных церквях:
Мужчины сидели справа, в южной части (в мужском нефе), женщины слева, в северной части (в женском нефе).
Так что терзают меня теперь смутное сомнение: не у ненавистных ли христиан был заимствован обычай, превратившийся в ХХ веке в символ еврейской ортодоксии.
Если это так, было бы весьма символично. Хотя, конечно, такие вещи нужно изучать не на одной ноге/
|
</> |