О проблемах с эксплуатацией танков Т-90А в Вооруженных Силах России


Это не голословное обвинение, а факты, доказанные в судах.
Зная, что "Между строк" - это местные "скандалисты" - полез проверять. Действительно, такое дело имело место быть, но в месте с этим, наткнулся еще на несколько относительно "свеженьких". В общем, по порядку...

Начну разбор с того, что попало в прессу:
При осмотре забракованного изделия был составлен рекламационный акт №884/5, подтверждающий наличие обнаруженного дефекта и необходимость его устранения силами поставщика. Для установления причины дефекта изделия на заводе-изготовителе был составлен акт исследования от 07.10.2013 № 9/245-100, согласно которомупричина дефекта – эксплуатационная, при этом предпосылкой к данному дефекту послужила эксплуатация бортовой коробки передач (БКП) при низком уровне масла в ней.
В связи с изложенным, истец понес убытки, связанные с командированием двух своих работников к месту выполнения работ по восстановлению вышедшего из строя изделия в период с 01.03.2013 по 06.03.2013, в размере 1.826.398 рублей 9 копеек, из них командировочные расходы –33.771 рубль 74 копейки, заработная плата командированных работников и отчисления на соц.страхование – 11.137 рублей 13 копеек, стоимость запасных частей –1.781.498 рублей 22 копейки.
Для взыскания суммы убытков истец должен доказать факт нарушения обязательств ответчиками, наличие и размер причиненных убытков, а также наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Результат – в иске "Уралвагонзаводу" было отказано. Попросту говоря, не смотря на то, что дефект носил эксплуатационный характер, найти конкретного виновника типа не смогли. Но причем тут это? Совершенно не понятно!
сно, что в случае выявления ошибки эксплуатации – виновник случившегося это эксплуатант – конкретная воинская часть. Танк более шести лет находится в эксплуатации - кто еще должен отвечать за уровень масла??? В общем, это решение в месячный срок еще может быть обжаловано, и думается, что суд все-таки до конца проникнется существом дела. Подтверждением тому, еще несколько случаев из арбитражной практики с участием «Уралвагонзавода» и МО.
В соответствии с контрактом № Т-113 от 13.04.2007г., «Уралвагонзавод» поставил МО РФ изделие 188А1 № 2С07ВТ3288 (танк Т-90А, выпущенный в июле 2010 года). Согласно рекламационному акту № 8 от 16.03.2012г. заказчиком было забраковано изделие, в связи с выходом из строя двигателя В-92С2 № 2Я11АТ1741 (выпуск: декабрь 2009г). Срок гарантийного обслуживания изделия установлен в течение 10 лет. На момент составления рекламационного акта срок использования изделия войсковой частью - 1 год 6 месяцев (т.е. танк был поставлен в сентябре 2010-го). В рекламационном акте причина дефекта и виновная сторона не установлены, назначено исследование дефектного изделия на предприятии-изготовителе ООО «ЧТЗ-Уралтрак». В заключение к акту указано, что произведена замена вышедшего из строя двигателя на новый - №2С06АТ0897(выпуск:: июнь 2010г.) из фонда войсковой части 61899 (27-я ОМСБр), проверена работоспособность двигателя В-92С2 согласно инструкции эксплуатации 188А1.ИЭ.
Кроме того, в заключение акта исследования № 15 о причине дефекта двигателя В-92С2 № 2Я11AT1741, возвращенного войсковой частью с парадной площадки (поломка, вероятно, произошла при подготовке к параду) по уведомлению 47 ВП МО исх. № 47/177 от 30.03.12г. по рекламационному акту № 8 от 16.03.2012г. указано, что отказ двигателя связан с разрушением главного и прицепного шатунов 2-х цилиндров двигателя, причина которого проведенными исследованиями у Поставщика не установлена.
По результатам проведённых исследований в дополнении к акту исследования № 15 от 02.04.2012г. о причине дефекта двигателя дано заключение комиссии о том , что отказ двигателя В-92С2 №2Я11АТ1741 связан с разрушением 2-го главного (сб.3304-02-4) и прицепного (сб.3304-03-5) шатунов из-за нарушения эксплуатации, применение топлива с низкой температурой вспышки. Установленный характер дефекта –эксплуатационный.
Цена вопроса:
Стоимость двигателя В-92С2 № 2С11АТ1688 (выпуск: декабрь 2010г.,поставленный "Уралвагонзаводом" для восполнения фонда в/ч 61899) по договору между ОАО «НПК«Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» и ООО «Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК» об изготовлении и поставке № 54/1-23Д от 16.06.2010г., цена двигателя определена в счёт-фактуре № 15732 от 29.11.2010г. и товарной накладной и составила 3 682 296 руб. 14 коп
Работы по восстановлению изделия выполнялись бригадой из 4 человек, затрачено на выполнение работ по восстановлению изделия 188А1 № 2С07ВТ3288 -3 дня. Стоимость проезда (4 человека) составила 48 809,50 руб. Суточные расходы (4 человека) за 3 дня по 500 руб. в сутки составили 6 000,00 руб. Квартирные расходы (4 человека) за 3 дня по 2 500 руб. в сутки составили 30 000,00 руб. Итого командировочные расходы составили 84 809,50 руб. Затраты на выполнение работ по восстановлению бригадой из 4 человек рассчитаны на основании норм трудоёмкости на аналогичные работы (из «Руководства по войсковому ремонту. Замена и ремонт агрегатов и узлов» , исходя из фактически начисленной заработной платы по шифру 248 (в период служебной командировки), нормы отчислений на социальное страхование: 30 % по постановлению Правительства РФ от 24.11.2011г. № 974 и 4,1% в соответствии с Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от 15.04.2011г.: Основная заработная плата (4 человека) = 19 024,56 руб., Отчисления на социальное страхование, 34,1% = 6 487,37 руб. Итого затраты на выполнение работ составили 25 511,93 руб.
Итого сумма затрат , связанных с выполнением работ по восстановлению забракованного изделия и заменой вышедшего из строя двигателя - 3 749 604,54 руб.
Ответ на претензию, направленную в адрес Министерства обороны РФ Истцом получен не был.
Решение суда – в пользу «Уралвагонзавода».
Дело № А40-113819/15 от 22 октября 2015 года.
ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании убытков в размере 15 043 руб. 30 коп. (всего лишь - !!!, но факт – есть факт).
Как следует из искового заявления, между "Уралвагонзаводом" и Министерством обороны РФ был заключен контракт № Т-113 от 13.04.2007г., согласно условиям которого в адрес Ответчика были поставлены изделия 188А1. 07.12.2012г. при осмотре забракованного изделия 188А1 № 2У10ВТ5624 (Т-90А выпуска октябрь 2006 года) в воинской части № 22220 (20-я ОМСБр), комиссией составлен рекламационный акт № 13, подтверждающий наличие обнаруженного дефекта, а также наличие гарантийного срока на изделие 188А1, вышедшее из строя. Срок гарантийного обслуживания изделия установлен в течение 10 лет, гарантийная наработка 6000 км. 350 м/ч. Изделие 188А1 №2У10ВТ5624 использовалось 6 лет 3 месяца, 2475 км.. 362 м/ч. В заключении рекламационного акта №13 от 02.02.2013г. указано, что на изделии необходимо заменить компрессор АК-150СВ-Ю на новый из фонда ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Рекламационный акт подписан командиром в/ч № 22220, председателем комиссии начальником НБТС в/ч 22220, представителем ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».
В связи с изложенным, для восстановления изделия 188А1 №2У10ВТ5624 «Уралвагонзавод» понес убытки, связанные с командированием работника и выполнением работ, по восстановлению вышедшего из строя изделия. В период с 16 января 2013г. по 08 февраля 2013г. для восстановления изделия от ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» был командирован 1 сотрудник (продолжительность командировок составляет 24 дня, в том числе на выполнение работ по восстановлению изд. 188А1 № 2У10ВТ5624 -1 день). Сумма командировочных расходов составляет 13 686,70 руб. из них:
суточные расходы в размере -700 руб. х 1 чел.1 день = 700 руб. квартирные расходы в размере -2 500,00 руб. х 1 чел. день = 2500 руб. стоимость проезда в размере - 10 486,70 руб.
Затраты на выполнение работ – 1356,60 руб. из них: Основная заработная плата – 252,60 руб./час х 4,0 часа = 1010,40 руб.; Отчисление на социальное страхование –34,264 % = 1010,40 х 34,264 % = 346,20 руб. Общая сумма командировочных расходов составила 15043 руб. 30 коп.
Истец (УВЗ) направил в адрес ответчика претензию с требованием о возмещении расходов. МО попыталось (в прочем, как обычно) свалить вину на завод – типа имел место заводской брак. Но доказательств даже не смогло представить.
Решение от 19.08.2015. Иск заявлен о взыскании 6894 руб. 80 коп. (еще более смешная даже по сравнению с предыдущей), составляющих сумму убытков по все тому же контракту № Т-113 от 13.04.2007г. Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2015г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Ответчик письменного отзыва на иск не представил, каких –либо возражений не заявил.
Суть вопроса: представителем из воинской части 63354 (136-я ОМСБр) в адрес истца предъявлена рекламация -письменное заявление по установленной форме на обнаруженные в период действия гарантийных обязательств дефекты, а также требование о замене дефектных изделий.
Уведомление об обнаружении дефекта изделия 188А1 2Я07ВТ9822 (420) (выпуск: июль 2009 года, «420» - бортовой номер) , по причине неисправности клапана выпуска воздуха 172.33.011сб-4 предъявлено сотрудникам истца на месте в войсковой части 63354. 14.11.2013г. при осмотре забракованного изделия в воинской части 63354, сформированной комиссией составлен рекламационный акт № 67, подтверждающий наличие обнаруженного дефекта, а также наличие гарантийного срока на изделие 188А1, вышедший из строя.
Обстоятельства, изложенные в рекламационном акте дефектного изделия 188А1 2Я07ВТ9822 (420), акте исследования № 9/33-140 от 04.02.2014г., а именно: фактическое установление дефекта изделия 188А1 со стороны получателя в период гарантийного срока обслуживания поставщиком и комиссионное составление рекламационного акта, ответчиком в ответе на предъявленную претензию об оплате суммы затрат, не оспаривается. В заключение к рекламационному акту № 67 от 14.11.2013г. указано, что изделие восстановлено силами поставщика у потребителя, допущено к эксплуатации, рекламация удовлетворена, претензий со стороны в/ч 63354 к истцу по вышеуказанному дефекту не имеется. Рекламационный акт подписан ВрИО начальника БТС части 63354 капитаном В.Тимофеевым, ВрИО заместителя командира Тб по вооружению ст. лейтентом А.Кондратенко и руководителем группы представителей ОАО НПК «Уралвагонзавод» по ЮВО А.Нагорняк.
Для установления причины дефекта изделия 188А1 2Я07ВТ9822 (420) на заводе -изготовителе ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» составлен акт исследования № 9/33-140 от 04.02.2014г., в котором содержится вывод о том, что причина дефекта эксплуатационная. Акт исследования согласован с начальником 47 ВП Минобороны РФ О.Зазуля 30.01.2014г., главным инженером ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Ю.Шаньгиным, директором по качеству ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» А.Титовым председателем комиссии зам.начальника цеха 140 и другими членами комиссии. Протокол разногласий при подписании акта исследования со стороны ответчика не составлялся, акт исследования согласован представителем Министерства обороны РФ и подтверждает наличие эксплуатационного дефекта двигателя изделия 188А1 № 2Я07ВТ9822 без каких-либо претензий.
Таким образом, истец для восстановления изделия 188А1 №2Я07ВТ9822 понес убытки, связанные с командированием работника и выполнением работ по восстановлению вышедшего из строя изделия 188А1. В период с 27.11.2013г. по 07.12.2013г. для восстановления изделия от ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» был командирован сотрудник (продолжительность командировки составила –11 дней, в том числе на выполнение работ по восстановлению изделия 188А1 №2Я07ВТ9822 – 1 день).
Нагорняк А.Г. (командировочное удостоверение No5043 от 26.11.2013г., авансовый отчет No8178 от 26.12.2013г.),
а) сумма командировочных расходов составляет 6505 руб. 60 коп. из них: суточные расходы в размере 700 руб. х 1 день = 700 руб., командировочные расходы в размере 2200 руб. х 1 день = 2200 руб., стоимость проезда в размере –3605 руб. 60 коп.
б) затраты на выполнение работ – 389 руб. 20 коп. из них: основная заработанная плата – (Нагорняк А.Н.) = 289 руб. 88 коп./час х 1,0 часа = 289 руб. 88 коп. Отчисления на социальное страхование – 34,264% = 289 руб. 88 коп. х 34,264% = 99 руб. 32 коп.
Общая сумма убытков в виде затрат, понесенных истцом, связанных с работами по восстановлению изделия составляет 6894 руб. 80 коп. характер неисправностей подтверждается документами – актом рекламации, составленным комиссией в установленном порядке.
Учитывая, что истцом доказана незаконность действий (бездействия), наличие и размер причиненного вреда, а также наличие прямой причинной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками , то исковые требования подлежат удовлетворению в судебном порядке в заявленном объеме, что и было исполнено.
Тут можно было бы постебаться еще по поводу того, что для выполнения простецкого ремонта, на который один человек тратит максимум один час, его срывают с Урала и гонят в Дагестан, в результате чего командировка составляет 11 суток, но не буду… Ясно одно – систему обучения танкистов, а, главное, эксплуатации танков у нас давно пора менять. Это обуславливается как сложностью новой техники, так и ее дороговизной. Об этом писал в своем блоге уже неоднократно. Но будем надеяться, что к приходу в войска серийных танков Т-14 «Армата», хоть что-то поменяется…