О превентивной контрреволюции
new_vodokachkin — 01.08.2022 У меня еще давненько сформулировалось определение фашизма как превентивной буржуазной контрреволюции в условиях системного кризиса капиталистической формации (на всякий случай, сразу вынужден заметить, что всякие спекуляции на тему "сейчас не капитализм, а другое" идут лесом - именно по причине их спекулятивности и демагогичности). Однако недавно тут возникли соображения, до некоторой степени развивающие ту давнюю мысль......в том отношении, что явление превентивной контрреволюции зародилось несколько раньше. В конце концов, и революция бывала не только пролетарской и социалистической, но и вполне себе буржуазной (а вот применительно к переходу между более ранними формациями употребление этого термина сложно признать корректным, скажем, трансформация рабовладельческой экономики в раннефеодальную состоялась без всяких революций, вполне постепенно-эволюционно - даром, что эволюция была довольно кровавой, однако это явилось лишь сопутствующим обстоятельством, класс феодалов на господствовавший прежде класс рабовладельцев отнюдь не шел войной, ибо попросту еще не существовал и сформировался лишь в ходе упомянутой эволюции).
Так вот, думается, что можно с достаточным основанием отнести первые прецеденты превентивной контрреволюции как социальной практики, нацеленной на консервацию изрядно протухших отношений в обществе, к эпохе первых буржуазных революций, т.е. стыку XVI и XVII столетий, на который приходятся общеизвестные события в Нидерландах, являющиеся удачным (в кои веки, при всей ограниченности, половинчатости и т.д.) буржуазно-революционным дебютом и, так сказать, первым звоночком. Подвело к такому выводу неторопливое чтение старой книги Б.Поршнева "Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и Московского государства" -
(за наводку моя признательность unrealcolonel, наши
Итак, Германия - еще не существовавшая как конкретное государство, трактуемая больше в смысле географическом - указанной эпохи, со всеми очевидными признаками нарастания социальных антагонизмов сразу по нескольким направлениям:
"Даже рассудительные люди предлагали, как единственное средство спасения, восстание против властей, общность имуществ и ожидание тысячелетнего царства божия" (Лампрехт К. "История германского народа"), цит. по книге Поршнева.
И еще одна объемистая цитата (из которой я себе позволил исключить лишь отдельные непринципиальные моменты):
"Объективно Тридцатилетнюю войну можно рассматривать в известной мере как карательную экспедицию против немецких крестьян. Но ведь никакой прямой и формальной связи при этом не было между предшествовавшим поведением крестьянина или деревни и солдатской расправой. Одни оказывались наказанными за других. Как и всякий террор, Тридцатилетняя война была призвана не столько уничтожить часть населения, сколько устрашить оставшихся. Однако устрашить их наказанием лиц или общин, виновных в мятежах, как показывает предыдущая история восстаний и их подавлений, оказалось невозможным; по-видимому, уж слишком глубоко угнездилась в умах мысль о правоте восстания, о том, что оно само осуществляет наказание сильных мира сего за их злодеяния. Репрессии не запугивали, ибо воспринимались не как наказание, а скорее как мученичество за правое дело. И вот, Тридцатилетняя война привела к цели окружным путем: она сломила человеку гордую голову, пронесенную им даже через средневековье, несмотря на все изуверства и на все угнетение. Она отняла у него сознание, что его бьют и мучают за что-то. Она приучила его к сознанию, что другой человек может бить и мучить его просто так, т. е. к сознанию подавленности, права сильного и бесправия слабого, обреченности последнего на страдания ни за что.
Феодальная превентивная контрреволюция, без преувеличений, удалась, и довольно надолго, пусть и локально даже относительно масштабов Европы. Консервативная элита преуспела в своих результирующих стремлениях, даром, что отнюдь не являла собой некой монолитной структуры (напрашивается прямая параллель с глобальной элитой сегодняшней эпохи). Это, конечно, не фашизм, даже не его прототип - хотя бы по причине отсутствия принципиально значимой фашистской черты в виде солидаризма, корпоративизма, короче, всячески декларируемого "единства нации", что на тот момент никому в лагере победивших реакционеров и нафиг не сдалось. Это именно действия на опережение со стороны феодальной верхушки (опять же, правомерно провести параллель с теперешней капиталистической олигархией), смекнувшей, во что может вылиться "2-е издание, исправленное и дополненное" имевшей место столетием раньше Великой крестьянской войны.
По сути дела, сегодня мы являемся свидетелями - и, что уж скрывать, объектом воздействия - аналогичных действий глобальной элиты, притом в масштабах уже не локально-европейских, а всемирных. Ну да, эта элита увлеченно занимается внутренней грызней (капиталистическая конкуренция никуда не делась!) - однако элите тогдашней, католической и про-габсбургской, междусобойные разборки в итоге не помешали. Стратегическая цель та же самая, если отбросить внешнюю шелуху - сохранение своего господства на максимально долгий срок, и пусть "эта музыка будет вечной". Концепции, которыми элита руководствуется - весь этот их "конец истории" и прочая дребедень - в целом столь же мифологичны, как и христианский дискурс времен Тридцатилетней войны в любых его изводах, и данный факт сам по себе характеризует мышление этих боссов нашего незадачливого глобуса. Да, мышление элиты психопатологично (и чем дальше, тем в большей степени), хотя бы ввиду того обстоятельства, что сложившаяся система ведет к отбору на верхние этажи иерерхии людей, назвать которых психически злдоровыми означало бы погрешить против истины - однако XX век научил эту публику, что называется, жопой чуять угрозу своим интересам.
Что же касается практической стороны вопроса, то и "борьба с международным терроризмом", и затеваемые с нарастающей частотой локальные войны, и инспирированная фуфлодемия с форсированным построением цифрового концлагеря, и преднамеренное угробление значительной (к тому же, это явно еще только "цветочки"...) части экономики - все это, по своей сути, аналоги акций устрашения времен той же Тридцатилетней, призванные "своей полной неоправданностью, иррациональностью сокрушить все нормы прежнего морального и общественного мышления"(с). Кстати, террор элиты в отношении остального человечества еще отнюдь не развернулся в полную силу, а толпы омерзительных в своей трусливости конформистов и демонстративных лоялистов уже дружным визгливым хором спешат его восславить - вспомните хотя бы совсем недавние проклятия в адрес "антиваксеров" (употребление этого термина - красноречивейший маркер дегенерата) и призывы к всеобщей принудительной вакцинации.
Пора отбросить иллюзии. Элита сегодняшнего общества не просто зациклена на сохранении своей власти, она ради этого охотно устроит любой регресс, поскольку ее категорический императив - "лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме". Если для увековечения такого своего статуса требуется превратить Рим в деревню среди руин, так и что с того, элита так и поступит. Она принципиально недоговороспособна, и это обрекает на провал все поиски компромисса с ней. В сущности, никакие социальные преобразования, ориентированные на улучшение жизни большинства, к настоящему моменту немыслимы без полного физического истребления всех так называемых элитариев и обслуживающих их интересы политиков (да-с, воззрения добреньких большевиков насчет перевоспитания классовых врагов можно отправлять в помойку). Новая революция, уже не локальная, а глобальная - единственная альтернатива их превентивной контрреволюции.
|
</> |