О праве наций на самоопределение
saleksashenko — 22.06.2014 В конце этой недели Украина, Грузия и Молдова подпишут соглашении об ассоциированном членстве с Евросоюзом. На самом деле речь идет о том, что три соседние страны окончательно выбирают для себя долгосрочный вектор развития. И этот вектор направлен в сторону строительства прочной институциональной среды, борьбы с коррупцией, укрепления демократических основ государства, открытости экономики.Сегодня никто не может сказать, сколько времени потребуется нашим соседям на реализацию задуманного. Ясно одно: переход не будет быстрым, лёгким и безболезненным. Но как гласит китайская пословица: любой самый длинный путь начинается с первого шага. И три соседние страны этот шаг готовы сделать.
Сделать, несмотря на то, что Россия всё громче предупреждает, что она сделает всё возможное, чтобы этот переход сделать как можно более тяжёлым и как можно более дорогим. Последним образцом такого предупреждения стал представленный Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина экспертный доклад о возможных экономических последствиях европейского выбора для Украины и Молдовы. Доклад, в котором (даже если убрать в сторону передергивание и недостоверную статистику) прямым текстом сказано, какие меры наказания для непокорного соседа предпримет российская власть. Доклад, в котором положительные сценарии развития для соседних стран даже не обсуждаются. Доклад, в котором не нашлось места для сценария нормальных добрососедских отношений. А опыт других стран показывает, что нормальные отношения с соседями делают жизнь любой страны лучше. А жизнь с соседями, которые динамично развиваются, заставляет подтянуться.
Российским политикам приятно ощущать себя представителями великой державы. Страны, которая может поставить своих соседей на колени. Которая время от времени может подкармливать союзников, то скидками к ценам на газ, то невозвратными кредитами. Но с человеческой точки зрения мне совершенно непонятно стремление Кремля превратить всех соседей в бомжей и попрошаек, а никакой иной альтернативы России им не предлагает.
К сожалению, сегодня Россия не только не может предложить соседям привлекательную альтернативу, но и внятно рассказать самой себе, в каком направлении она собирается двигаться в ближайшие годы.
Жить в затхлом нефтегазовом болоте многим нравится – вспомните: "Мне здесь прекрасно, тепло и сыро!" – но это совсем не означает, что, лишив права выбора свой народ, нужно весь мир заставлять принимать такой выбор. В конце концов, жить в окружении бомжей и попрошаек не очень приятно. Даже на Рублёвке.
PS Два примера "неаккуратного обращения" авторов упомянутого доклада с цифрами.
1) На рисунке «Сценарий выживания» (с. 17), когда речь идёт о потребностях украинской экономики во внешней поддержке, авторы доклада применяют способ двойного счёта: сначала берут «дыру» в бюджете и оценивают её в долларах, а потом оценивают дефицит средств в платёжном балансе. Любой, кто знаком с практикой работы МФВ, хорошо знает, что за редким исключением Фонд даёт кредит только на поддержку платёжного баланса, но министерству финансов, которое продает валюту центральному банку, получая средства для финансирования расходов.
2) Рассуждая о последствия тех ограничений, которые введёт Россия для граждан Украины, работающих в России, авторы доклада дают ничем не подкрепленную «свою оценку» тех средств, которые граждане Украины переводят из России к себе домой – 11-13 млрд.долларов. При этом, если открыть сайт Нацбанка Украины и посмотреть на статистику платёжного баланса, то выясняется, что общая сумма переводов заработной платы в Украину изо всех стран составляет менее 7 млрд.долларов в год.
|
</> |