О праве на ошибку
kajaleksei — 13.08.2022"Чем военный отличается от инженера? Инженер - никогда
не знает кто виноват, но точно знает что делать, военный - никогда
не знает что делать, но всегда точно знает, кто виноват".
Народная мудрость
Я уже как-то писал о том, что школа создает у нас несколько неприятных ошибочных представлений о действительности, но я решил еще разок вернуться к теме ошибок, чтобы выделить ее отдельно.
Проблема здесь заключается в том, что школа формирует у нас стереотипно неверное отношение к решениям и ошибкам на основе школьных задач, которые обладают рядом специфических свойств, отличающих их от большинства реальных случаев из жизни:
1. У каждой школьной задачи есть только необходимые и достаточные условия.
2. Каждая школьная задача имеет только один верный ответ, а чаще всего - только один верный способ решения.
3. Каждая школьная задача обязательно имеет хотя бы одно верное решение.
4. Правильное решение каждой задачи не только единственное, но и кому-то известно (верный ответ можно подсмотреть в конце учебника).
5. Если школьная задача не решена или ответ неверный (не сходится) - то это вина ученика (мало знаний, мало ума, мало тренировался...).
Понятно, что на самом деле:
1. В реальной жизни условия практически всегда бывают - недостаточными, избыточными, неверными, противоречивыми и т.д. Удивительно, но понимание этого очевидного факта приходит только с опытом, и то, далеко не ко всем.
2. Большинство жизненных задач имеет много верных (почти одинаково хороших) и неверных решений, причем, понять какие из принятых решений верные, а какие - нет, непросто и возможно далеко не всегда. Иногда, бывает так, что оценка правильности или неправильности может неоднократно и радикально меняться с течением времени.
3. Далеко не все жизненные задачи вообще имеют решение. Во всяком случае - заведомо правильное. Бывает и так, что все возможные решения почти одинаково плохи, но любое из них лучше, чем не решать задачу совсем. Хотя, бывает и так, что лучшее решение задачи - не решать ее совсем.
4. Чаще всего, каждый вариант решения жизненных задач имеет свои плюсы и минусы, поэтому любые их оценки являются, по большому счету, субъективными. Чаще всего, главный критерий успешности решения задачи - собственный опыт. Причем, жизненный успех или неуспех может не иметь никакого отношения к правильности или неправильности принятых решений, т.е. в жизни объективная оценка может оказаться вообще - невозможна.
5. Если жизненная задача не решена, то в отличие от школьных лет: а. возможно она вообще не имеет решения, б. на самом деле, она решена так, как Вы сочли нужным и Вас это устраивает (т.е. верное решение - отсутствие решения), в. Вы ошиблись и получили ценный жизненный опыт и т.д. и т.п.
Причем, благодаря "школьному" подходу к ошибкам, люди легко привыкают и соглашаются с тем, что:
1. Всегда можно объективно оценить правильность или неправильность любого принятого решения.
2. Если поставленная задача не решена или решена неправильно - то это результат чьей-то ошибки.
3. Каждый, кто ошибся - виноват и заслуживает наказания.
4. Если наказывать виновных в ошибках, то ошибок станет меньше.
Соответственно и к своим ошибкам люди, находящиеся в плену этих предрассудков, относятся очень болезненно, демонстрируя следующие реакции:
1. Отрицание ошибки. - Даже в тех случаях, когда ошибка очевидна, не говоря уже о тех, когда ошибку можно скрыть или замаскировать. Причем, отрицание не только внешнее, но и внутреннее, т.е. человек сам себя обманывает и убеждает, что не ошибся.
2. Сокрытие ошибки. - Когда основные усилия направляются не на то, чтобы ошибку исправить, а на то, чтобы ее скрыть.
3. Перекладывание вины. - Когда в совершении ошибки обвиняется кто-нибудь другой.
4. Оправдание ошибки. - Когда ошибка объясняется и оправдывается стечением обстоятельств.
5. Поиск положительных сторон. - Когда ошибка оправдывается побочными положительными эффектами (если их нет, то они придумываются).
6. Перенацеливание. - Когда ошибка объявляется не ошибкой, но необходимостью достижения каких-то иных целей, чем предполагалось (заявлялось) изначально.
7. Конспирология. - Объяснение ошибки влиянием неких потусторонних и/или тайных сил.
8. Пристрастие к шаблонам - Когда любое решение принимается по аналогии со сходными случаями или в строгом соответствии со всеми правилами и инструкциями, формально правильно, даже если по-сути - издевательство.
Самые неприятные последствия такого отношения к ошибкам:
1. Ошибки не исправляются.
2. Ошибки повторяются.
3. Последствия ошибок - усугубляются.
С другой стороны, многие люди испытывают опасения, что если ошибки оправдывать и за них не наказывать, то люди будут скрывать или маскировать под ошибки свою халатность или воровство. И это тоже верно, но проще научиться различать честные ошибки от халатности и воровства, чем бесконечно наступать на одни и те же грабли, воспитывая народ в духе злокачественного перфекционизма.
|
</> |