О повадках и наклонностях "Русского Мира"

топ 100 блогов reineke_fuchs02.11.2024 Толкователь "Интересно отношение «Крестьянского мира» к краже и другим преступлениям вне членов своей общины:
«Крестьянская ментальность проявлялась в двойном стандарте, в оценке правонарушений в системе «свой – чужой». К «чужим» относились все, кто не являлся членом крестьянского сообщества – помещики, чиновники, горожане, купцы и т.п. По отношению к ним нравственные принципы не действовали, они были представителями чуждого мира, и поэтому враждебного.

Порой воровство воспринималось не как преступление, а как удаль – особенно, если оно совершено где-то на стороне и не по отношению к своему брату-крестьянину. Крестьяне-отходники из Тамбовской губернии, служившие на пароходах, подрезали кладь и крали мануфактурный товар жёнам на наряды. А по возвращению домой рассказывали о своих «подвигах» односельчанам, при явном сочувствии с их стороны. Не считали крестьяне зазорным для себя покупать краденые вещи. В данном случае их дешевизна являлась для них достаточно весомым аргументом, чтобы не быть столь щепетильными и выяснять происхождение продаваемого товара.

Крестьяне не считали преступным украсть у помещика копну ржи или овса, вырубить десяток дубков в чужом лесу. Заповедь «не укради», по отношению к землевладельцу, не работала. По понятию крестьян, воровать у помещика – не грех, и он воровал при каждом удобном случае, вполне уверенный, что односельчане его не выдадут.

Терпимо крестьяне относились к обмеру, обвесу, продаже некачественного товара. Мелкие торговые плутни также не считались преступлением, а расценивались скорее как ловкость. «Обвесы, обмеры, обсчеты, продажа плохо за хорошее – преступлением не считается, утверждали крестьяне Карачаевского уезда Орловской губернии».

Ещё подумалось, что нынешний всплеск поиска ведьм («чертей под кроватями») в России – это тоже возврат к архаике. Причём обострение поиска ведьм в деревнях происходило при наступлении каких-то неудач в общине – эпидемиях, недороде, лесных пожарах и т.п. (так и сегодня на «ведьм», видимо, списывают неудачи и трудности страны).

«Особой категорией сельских самосудов следует признать самочинные расправы, учиненные на почве суеверия. Во время деревенских бедствий, будь то мор или эпидемия, на сельских колдунов и ворожеек указывали как на причину постигших несчастий. И они становились жертвой крестьянской мести. Как свидетельствуют документы самосудов над колдунами, завершавшихся убийствами, происходило много. Крестьяне хорошо понимали, что в этом вопросе они не могут надеяться на официальный закон, который не рассматривал колдовство как преступление. Неудовлетворенные таким положением вещей селяне брали инициативу в свои руки. В народных представлениях убить колдуна не считалось грехом. Информатор из Орловского уезда А. Михеева сообщала: «Убить колдуна или сжечь его, мужики даже за грех не считают. Например, жила одна старуха, которую все считали за колдунью. Случился в деревне пожар, мужики приперли её дверь колом, избу обложили хворостом и подожгли».

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
У меня тут, няши, страшное случилось. Имел я неосторожность пообедать в монархической бутерброднице. И дали мне кусок картона. А на нем - кодик для танчиков. И такая ностальгия (и жадность) меня обуяла, что нарушил я полуторагодичное воздержание и зашел в танчики. И не просто так - а с ...
Когда-то далекий термин ПТСР потихоньку вползает в нашу жизнь. Разговаривал с сыном, который живет в Сыктывкаре. Его одноклассник вернулся с СВО (туда попал из колонии, где сидел за наркотики). В разговоре совершенно всерьез сказал, что ему все время хочется кого-нибудь убить. Надо ...
Нашла у себя дивную фотку, хотела написать что-то вроде "я и ", но не смогла определиться собственно с персонажем. Лазала даже в "определитель" святых по их атрибутам от ныне опального Митрича , но так и не поняла, что же он держит в руках. Если всё-таки нож, а не некий непонятный ...
Это слово происходит от глагола «стряпать» (делать, работать) и определяло разнообразные варианты действий: от приготовления пищи до ведения различных дел. В допетровское время «стряпней» называли некоторые вещи царя: одежда, кресла, поножья, подушки, полотенца и т.д. А в обязанности ...
Слева направо: Дебора Руттер, президент Центра Кеннеди, шеф службы протокола США Руфус Гиффорд, князь, дипломат Дениза Бауэр и посол Монако в США Maguy Maccario Doyle 2 ноября князь посетил фотовыставку " ...