О пользе молчания
polenova — 13.11.2015
То что я хочу сейчас сказать не относится к людям
поддерживаюшим существующий режим. Они Павленского осуждают не за
эстетические качества его акции, а за акцию как таковую, акцию
направленную против режима, который их так или иначе устраивает
(кого больше, кого меньше, но жить можно). Их осуждение меня не
возмущает и не задевает. Люди имеют право на свою точку
зрения.
Я говорю о людях, которые существующий режим не поддерживают,
Лубянку считают вполне символом тюрьмы, считают что в современной
России нет нормального гражданского общества, цивилизованные
протесты ограничены очень узкими рамками, поле свобод заметно
сужается, а судебная система обслуживает интересы власти, а не
правосудия. Если с каким-то из перечисленны пунктов вы не согласны
- вы относитесь к первой группе, и я обращаюсь не к вам
Так вот - вы враги режима, вам не нравится не политический
протест как таковой, вам не нравится форма. Мне и самой форма очень
часто не нравится. Но вот как я для себя решаю, когда мне
критиковать форму вплоть до сколько угодно резких выражений (мудило
ты, а не художник!), а когда от критики воздержаться.И выбираю я
критиковать или молчать не исходя из того, что говорят и делают мои
единомышленники, у меня причудливая система взглядов и полных
единомышленников у меня нет. А исключительно тем, в каком положении
находится объект моего эстетического отвращения. Если мы на
выставке ( пусть подпольной) - могу сказать что думаю. Но приехали
бульдозеры и давят картины, которые мне только что так не нравились
- я засуну поглубже свое эстетическое чувство, потому что
бульдозеры размазывающие картины это гораздо хуже, а людям их
написавшим грозит реальная опасность. Не за то что они рисуют
плохо, а потому что они властям не угодили. И я буду их защищать, а
доругаться о качестве их картин можно потом, когда минует
непосредственная опасность. Таких примеров можно привести сколько
угодно, и не только из художественной сферы. Я никогда не
участвовала и не буду участвовать в политической травле. Я не
испытываю никаких симпатий к Ходорковскому, но подписывала петиции
за его освобождение, потому что его уголовное дело было
сфабриковано. Вор должен сидеть в тюрьме, но мене как Шарапову
совсем не все равно как его туда упрятали .Мне совершенно не близка
эстетика Пусси, но пока их судят и сажают в тюрьму - я буду их
защишать и отложу критику до момента освобождения.
Сейчас Павленского посадят. Это ясно абсолютно всем. Более
того, дело само по себе скользкое, ни в одной стране нельзя
поджигать обшественные здания. Но в стране свободной типа Америки и
несвободной типа России мы сравниваем внешне внешне
одинаковые а по сути разные деяния, к Америке существует масса
способов выразить свой протест, в России выбор средств
куда уже ( мы об этом вначале согласились, если нет - вам в
первую группу). Так вот нравится мне деяние Павленского или нет ( а
я сама еще не решила ), сейчас, мне кажется не время для
художественной критики. Его ведь и без нашей критики посадят. Не за
то что он плохой художник, не за то что акционизм - плохое
искусство или вовсе не искусство и даже не за поджог двери,
"вандализм", как напишут в обвинительном заключении. В Москве почти
в каждом дворе столь явные следы вандализма - сломанные подъезды,
сожженые кнопки лифтов, и т.д., что если бы за вандализм на самом
деле сажали, город выглядел бы поприличнее. Нет статeйка
применяется избирательно и в политических целях. Дело
не в том, что разрисовали шпиль какой-то сталинской высотки, никому
до него нет дела. А в том, что его покрасили в цвета украинского
флага. Дело не в том что Павленский увандалил чужую дверь, а в том
что это дверь ФСБ. Тут у Фемида срывает с глаз повязку и визжит
"ату его! ату! на святое покусился, кощунник - на ФСБ!" Так
вот в эти шабашах я не участвую вне зависимости от того что я думаю
о Павленском, акционизме, танцах и частушках в храме и прочих
подобных историях. Не потому что они направлены против тех кого я
не люблю и уже тем милы моему сердцу, а потому что
преследователи и судебная комедия вызывают у меня отвращение. Есть
старое выражение, не помню откуда: "Не стой около крови". Вот я и
стараюсь этого не делать.
Когда Галич пел "промолчи, попадешь в палачи", он призывал к
активной позиции, потому что молчание означает согласие с
преследователями. Я не столь категорична. "Промолчи, не поддерживай
преследоватей". Останься тем, который не стрелял.
Палачи и без тебя найдутся.
А потом, когда минует опасность можно спокойно раскритиковать
художетвенные методы художника Павленского, и сказать ему, что
мудила, а не художник. Но потом. Когда он на свободе будет и беседа
будет проиcxодить на равных.