О полиции
v_milov — 04.03.2011 Итак, с 1 марта у нас вступил в действие закон "О полиции". Вкратце выражу свое отношение к нему. Это - не реформа органов охраны правопорядка, это - профанация.Почему профанация, поясню на простом примере. Вот, например, вкупе со вступлением в силу закона подписан пафосный указ президента от 1 марта №252 "О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации", которым предполагается общую численность сотрудников внутренних дел сократить до 1,1 млн. человек (на хрена нам более миллиона ментов???) с нынешней численности в более чем 1,28 млн.:
"Установить с 1 января 2012 г. предельную штатную численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемую за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, в количестве 1 106 472 единиц".
А в конце указика-252 - пунктом 3 - признается утратившим силу "Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2005 г. №1246 "Об установлении предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации". Открываем этот указ - и что мы видим?
"Установить с 1 января 2006 г. предельную штатную численность органов внутренних дел Российской Федерации (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемую за счет средств федерального бюджета, в количестве 821268 единиц".
Вот такая "реформа". Еще 5 лет назад предельная численность всех ментов составляла всего 820 тысяч, за 5 лет увеличилась более чем на 50%, а теперь ее "героически" сокращают - но все равно до величины, превышающей уровень 5-летней давности на 35%.
Это не "реформа", а копание в собственном управленческом дерьме, в котором увязли по уши.
Причем практика применения предыдущих медведевских указов по сокращению штатов в МВД в последние два года четко показывает - сокращать будут прежде всего техперсонал и оперативный персонал, чего делать категорически нельзя. Оперативный персонал как раз нужно наращивать, усиливая районное звено охраны правопорядка - что, собственно, и предлагали мы с Яшиным в нашем проекте милицейской реформы годичной давности. Сокращать - за счет бессмысленных централизованных подразделений, которые не несут никакой содержательной нагрузки по поддержанию правопорядка "на земле".
Но сокращение - это не главное в реформе (хотя "реформе" по-медведевски, кроме сокращения-профанации, похвастаться-то, похоже, больше и нечем). Центральным, безусловно, должен быть вопрос кардинальной смены мотивации органов охраны правопорядка. Сегодня они отвечают только перед центральным начальством, и не несут никакой ответственности перед населением территорий, которые обслуживают. Это - главная проблема, отсюда и хреновая ситуация с собственно обеспечением правопорядка. Зато в отчетах все отлично, преступность снижается (хотя на самом деле она растет).
Поэтому ключевой задачей любой реформы должно стать формирование механизмов ответственности органов охраны правопорядка перед населением, регионами, муниципалитетами, усиление местного звена охраны правопорядка в пику сверхцентрализации управления полицией. В развитых странах федеративного типа с низкой преступностью централизованной полицейской вертикали вообще нет, деятельность по охране правопорядка осуществляется преимущественно на локальном уровне. Именно на это нацелены механизмы, которые год назад предлагали мы с Яшиным.
Медведевская "реформа" направлена ровно в противоположную сторону - в сторону дальнейшей сверхцентрализации вертикали МВД, снижения влияния населения, регионов, муниципалитетов на деятельность органов охраны правопорядка. Это значит, что "полиции" теперь будет еще больше плевать на население и его безопасность, чем раньше.
Зачем Медведеву такая реформа? Да благодаря "переаттестации" все ясно - Нургалиева уволить ему не дают, вот он и придумал способ переворошить милицейское гнездо другим способом, поназначав более лояльных ему начальников на руководящие должности второго уровня (это то же самое, чем он сейчас пытается заниматься применительно к армии и ФСБ). Тут в общем-то и никакого секрета нет.
Но это не реформа, это чушь собачья.
И последнее, что хотел сказать - про переименование в "полицию". Зубоскальства по поводу "полицаев" категорически не разделяю. Переименование - дело сугубо правильное. Во всех странах, где низкая преступность и порядок, их обеспечивает структура под названием "полиция". Исключений нет. "Милиция" существует только в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Приднестровье, Белоруссии, Южной Осетии, такого типа странах.
Если вам хочется дальше жить в таком страновом ряду - пожалуйста, продолжайте оставаться с "милицией".
Другое дело, что переименование будет в значительной степени дискредитировано тем, что за ним продолжит скрываться все та же патологически недееспособная и насквозь коррумпированная структура, те же круглорожие и свинобрюхие менты, безразличные к нашим проблемам. В этом смысле позитивный психологический эффект от переименования будет, увы, безнадежно упущен.
В каком-то смысле проблема реформирования милиции, содержащая в себе огромную психологическую компоненту, напоминает о схожей проблеме реформы советской системы торговли (которую за 20 лет нам удалось достаточно успешно реформировать, кстати). В конце 80-х работницы торговли были сплошь малопрезентабельные подкрашенные хной тети с фирменным взглядом "Не нравится - не ешь", традиционным "Вас много, а я одна", и дурной привычкой прижимать товар и торговать им из-под прилавка. Это за последние десятилетия мы привыкли к вежливым продавцам и продавщицам, спрашивающим, не помочь ли нам чем (далеко не везде, но все же это стало повсеместным явлением). Примерно такие же тектонические преобразования в области психологии нам предстоит совершить и с органами охраны правопорядка, и переименование здесь - редкий шанс поспособствовать изменению сознания. Жалко, что в этот раз шанс будет упущен.
|
</> |