о невообразимо чудовищном

А сейчас я читаю "Жизнь и судьбу" Гроссмана. Она болталась у меня в читалке много месяцев, а теперь до нее дошли руки. Когда я начала ее читать пару недель назад, я была невероятно поражена, наталкиваясь в фейсбуке и жж на бесконечное количество постов об этой книге от самых разных френдов. Сначала мне казалось, что мироздание со мной разговаривает. Потом мне казалось, что я схожу с ума. Потом папа мне объяснил, что ее просто только что экранизировали.
Но я не об этом. Я сейчас ходила с ней обедать. И обед пришелся как раз на описание газовых камер. Не то чтобы там было что-то, чего я не знала, но тем не менее сила печатного слова столь велика, что теперь воздух вокруг меня стал ватным и я не могу работать. Ну, все сто раз слышали и читали про Холокост, но каждый раз это заново ошеломляет своим масштабом и своим безумием, и совершенно невозможно представить, что это было меньше ста лет назад, в тех же государствах, с теми же людьми. Ну, сто раз об этом уже все говорили: и литература уже была, и наука, никакое не темное средневековье, и настолько все это бешено не сочетается, что если как следует об этом задуматься, то вообще не остается никакой веры ни в человечество, ни в здравый смысл, ни во что. Третьего рейха уже почти семьдесят лет нету, но мир им отравлен до сих пор.
Но я вот о чем задумалась. Я взрослая, довольно циничная, с какими-то уже начерно выстроенными представлениями о неизбежности смерти, далеко не первый раз сталкиваюсь с информацией про Холокост, - и все равно меня нефигово так накрыло. Так вот - а как рассказывать об этом подросткам, школьникам? Я совершенно не помню, что есть об этом в российской школьной программе, думаю, что это упоминается очень вскользь - но в израильской наверняка много, и в немецкой.
Как они с этим справляются?
|
</> |