О "неумеренной апологии Царской России"
obsrvr — 10.08.2017https://ru.wikipedia.org/wiki/Коронация_Николая_II_и_Александры_Фёдоровны
Замечательный комментарий sophistaque к моей предыдущей записи. Советую читать этого автора.
"Вообще, современные агитаторы "за Царя", мне кажется, упускают в полемическом задоре отличие нынешнего времени от того. Старая Россия содержала в себе очень много ненационального и недемократического, сословного наследия --- в частности, те же привилегии инородцев.
Радикальная национально-демократическая агитация в духе Меньшикова, конечно, была "подрывной". Но это была идея (для масс), могущая противостоять идеям лево-революционным. А в стремительно демократизирующемся обществе, в виду "восстания масс" чистое охранительство будущего не имело.
Нацдемство имело свои издержки, но разве небрежение такими голосами издержек не имело? Разве армяне, эллины, грузины и пр. спасли русскому народу русскую государственность? Отнюдь нет: они поспешили приспособится к совецкой власти, и многие преуспели.
"Засилье инородцев" не может оправдать революцию, а тем более современные славословия советчине. Однако, идеи тогдашних "русских дурачков" очень подходят к настоящему времени. Нам нечего в нем "консервировать" --- та Россия утрачена с хорошим и дурным в ней купно.
И по-моему, необходимость спорить с совецкими идиотами, кричащими про "немцев Романовых", вовсе не повод к отречению от отцов-основателей рус. (демократического) национализма, вроде Меньшикова, и вообще слишком неумеренной апологии Царской России."
http://verybigfish.livejournal.com/664056.html
Еще комментов там же от sophistaque
Под "нацдемством" я понимаю лишь идеологию массового безсословного общества, опирающуюся на этническое большинство.
По существу, всякий национализм --- есть "демократия" (что, кончено, не влечет всеобщих выборов и свобод в каждый выбранный исторический момент --- хотя дело и клонится к тому со временем; с этой т.з. гитлеровский режим --- демократический). И консервативно настроенные авторы (Леонтьев) ругали национализм именно за демократизм, за эгалитаризм.
В Царской Империи национальная демократия была вполне возможна как идеология на будущее. А будущее --- как и в других европейских странах --- принадлежало националистической демагогии ("мы все, типа, русские, а вовсе не дворяне, купцы и крестьяне"), сокращению сословных привилегий, расширению прав парламентов.
Разумеется, принятие властями такой ориентации не означало бы немедленных всеобщих выборов и ликвидации монархии, но преимущественно изменения в пропаганде, вроде пререименования СПб в Пг, что и было сделано, кстати.
Инороодцы в Царской России --- это не национальность, как нам всем кажется сейчас. Это сословие. И правительство поселяло в Новороссии не немцев со всем комплектом шовинистических идей, а германоязычных крестьян-протестантов. Ну не было еще в то время понятия национальностей и наций.
Когда такие понятия стали складываться, возникла и нужда в русс. национализме; русские почувствовали себя национально угнетенным и отрефлексировали это дело (Меньшиков). Пойди Россия по пути национнально-демократических реформ --- пусть и через какой-нибудь "фашизм" --- инородческие привилегии бы исчезли.
Но большевики возродили в Совдепе сословную систему ("рабоче-крестьянское происхождение"), дав, в частности, инородцам привилегии, кои при Царе им и не снились.
P.S.
Мари́я Фёдоровна (Фео́доровна)(при рождении Мария София Фредерика Дагмар (Да́гмара), дат. Marie Sophie Frederikke Dagmar; 14 (26) ноября 1847, Копенгаген, Дания — 13 октября 1928, замок Видёре под Клампенборгом, Дания)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мария_Фёдоровна_(жена_Александра_III)
Одно из простейших правил - кто из верхушки пережил некоторые потрясения, тот был замешан в них не на последних ролях.
Из всей главной линии семейства Романовых выжила только Marie Sophie Frederikke Dagmar
|
</> |