о нечестном нагнетании

Но вот что я еще вспомнил, пока смотрел - что в этой трилогии часто встречается прием, который меня очень раздражает - когда фильм нагнетает напряжение "нечестным" путем. Я не знаю, как это точно определить, но легко показать на примере. Когда хоббиты встречают Арагорна в "Гарцующем пони", он говорит им о приближающейся опасности. После этого нам показывают, как назгулы вторгаются в Пригорье:

входят в "Гарцующий пони":

Потом нам показывают, как хоббиты мирно спят в кроватях:

И тут же показывают четыре кровати, и в комнату с ними входят назгулы.

Становятся по одному у каждой кровати, поднимают свои страшные мечи:

И в момент, когда меч опускается, нам показывают лицо внезапно просыпающегося Сэма:

Все сделано для того, чтобы зритель подумал, что назгулы пришли в комнату, где спят хоббиты, и стали их убивать. И только после того, как напряжение невозможно дальше поддерживать, мы видим, что на самом деле кровати набиты перьями, а хоббиты спят в другом потайном месте, где их укрыл Арагорн.
Почему это нагнетание "нечестное"? Потому что кадры специально подобраны так, чтобы обмануть зрителя и только зрителя. Фильм как бы ломает четвертую стену между собой и зрителем, разрушает иллюзию того, что просто рассказывает историю, "как это было". С точки зрения самой истории, с точки зрения любого стороннего наблюдателя с любой из точек зрения нет никакой причины сводить вместе кадры спящих хоббитов и кадры назгулов у кроватей.
Можно было бы нагнетать напряжение "честно". Например, просто убрать кадры спящих хоббитов в этой последовательности. Ведь если показать вторжение назгулов, как они заходят в трактир, поднимаются к комнате, становятся вкруг кроватей, поднимают мечи... все равно ведь зритель будет опасаться, что это хоббиты спят, кто ж это еще может быть. Но нет, создателям фильма этого недостаточно. Вот это я не понимаю до конца: почему? Зачем нужны еще эти "нечестные" кадры? Действительно ли тогда зрителям более страшно, сцена более эффектна, чем без них, или это просто популярный прием, и без него было бы так же хорошо? И неужели одному мне такое мешает, ведь наверняка многие зрители замечают эту "нечестность" и она им не нравится?
Хотелось бы понять, откуда взялся этот прием и когда вошел в кинематограф. Есть ли у него название, отличающее от "честного" напряжения. Мне кажется почему-то, что это недавняя относительно штука, и что например в оригинальной трилогии "Звездных войн" этого приема не было - или в других фильмах раньше 90-х. Но, может быть, я просто не помню такого или не приходит на ум.
|
</> |