О настоящей симфонии, - ретроспекция и перспектива

топ 100 блогов ppetrovichh07.11.2021 Заключительный отрывок из довольно большой статьи на Азбуке:

Духовное размежевание трех основных сил русской государственности: Церкви, самодержавия и общественности, осуществившееся в период Государственной Думы, привело к распаду монархического строя в февральской революции. Потеряв мощную поддержку монархии, а с другой стороны, освободившись от смешения начал собственно церковных с государственными, Русская Православная Церковь вступила в новый, чрезвычайно сложный этап своего становления.

Разрушение симфонии делало Церковь беззащитной перед любым внешним насилием, но освобождало при этом ее внутренние, духовные силы.

В то же время уход самодержавия с исторической арены не только не устранил конфликт Церкви с политической общественностью, развернувшийся в стенах Думы, но дал возможность беспрепятственно развиваться этому конфликту. Становилось все более ясным, что секуляризированная общественность восстает не только против монархических, но и против собственно церковных начал, Церковь же оказалась внутренне чуждой преобразованиям, начавшимся в русской жизни после февральской революции. Одновременно все более обострялась борьба за духовное влияние на народную массу между Церковью и политическими партиями, в особенности социалистическими, имевшими наиболее широкую поддержку.

Сравнительно легкий отказ Церкви от монархии был, конечно, в значительной мере обусловлен накопившимися в предреволюционный период разочарованиями и обидами по отношению к царю, не сумевшему предотвратить моральное разложение «высших сфер» и господство распутинщины в церковных и государственных делах, так и не доверившего Церкви восстановление ее независимости и соборности и постоянно приносившего церковные интересы в жертву политическим требованиям.

Не случайно предложение обер-прокурора Раева 26 февраля 1917 г. обратиться с воззванием к народу с призывом к поддержке Монархии не встретило никакой поддержки в Св. Синоде. Такое беспрепятственное освобождение Церкви от царского режима показало, что двухсотлетняя скованность Церкви через посредство введенной Петром синодальной системы было для нее глубоко чуждой и насильственно навязанной формой церковного правления. Идеализация монархического начала, безусловно сохранившаяся в церковном сознании, подкреплялась не столько воспоминаниями о синодальном периоде, сколько историческими прецедентами Киевского и Московского Царств и в особенности той ролью, которую сыграла Церковь в восстановлении русской государственности после «смутного времени».

Социально-политическое брожение в России предреволюционного и послереволюционного периода побуждало многих церковных деятелей к мысли, что Церковь снова должна послужить делу восстановления русского государства и объединению народных сил. Грядущее Учредительное Собрание стало представляться чем-то вроде Земского Собора 1616 г. Однако эпоха была другая. Если тогда Церковь была в расцвете духовных сил и ее влияние на народную душу было беспредельно, что позволило ей без труда подавить «светскую» оппозицию в лице ослабленного боярства, то теперь Церковь была не в состоянии что-либо противопоставить напору секулярной цивилизации, вторгавшейся в русскую народную жизнь.

Главной задачей, на которой Церковь сосредоточила все свои силы после февральского переворота, был созыв Собора и восстановление канонических норм церковной жизни.

Власть в русском государстве принадлежала теперь тем политическим силам, с которыми Церковь вела борьбу в Государственной Думе. Ясно, что все те антиклерикальные преобразования, которые не удалось провести Думе, должны были немедленно быть осуществленными новым правительством.

Одним из первых постановлений Временного правительства было провозглашение полной свободы совести и отмена какой-либо дискриминации по принципу вероисповедания. Закон 14 июля 1917 г. о свободе совести вводил гражданский брак и допустил официальную регистрацию даже таких лиц, которые не исповедывали никакой религии. Освобожденные от государственного давления, начали стремительно усиливаться сектантство и атеизм.

Хотя Синод призвал благословение Божие на Временное правительство в надежде, что открывается новая эпоха государственного и общественного строительства, однако Временное правительство отнюдь не хотело выпускать из рук традиционные формы вмешательства в церковную жизнь. Обер-прокурор В. Н. Львов оказался еще более властным и нетерпимым, чем царские обер-прокуроры, и вызывал сильное раздражение у церковных иерархов. Правда, цель теперь была – «либерализация» Церкви, но проводить ее пытались методами государственного администрирования.

Наиболее острым было столкновение между Временным правительством и Церковью по вопросу о церковно-приходских школах. Постановлением от 20 июня 1917 г. эти школы передавались в ведомство Министерства народного просвещения. Вопрос, столь горячо дебатировавшийся в Государственной Думе, был решен одним ударом и без всяких дебатов.

Давно ожидаемый Поместный Собор Православной Российской Церкви, за который в Государственной Думе ратовала политическая общественность в надежде использовать его для либеральных преобразований, энергично выступил против этих мероприятий Временного правительства.

Восстановлением Патриаршества была прежде всего пресечена попытка государственного вмешательства в дела церковного управления, и Церковь, консолидируясь вокруг Патриарха и Собора, все более осознавала свою самобытность как самостоятельного организма со своими внутренними принципами и структурой, не допускавшими вмешательства чуждых начал.

Одним из первых постановлений Поместного Собора было требование к Временному правительству об изменении законопроекта о церковно-приходских школах, предусматривающего «очевидное стремление к уничтожению самого типа церковноприходских школ» (постановление Собора от 23 октября 1917 г.). Собор пытался отстоять право Церкви по крайней мере на те школы, которые построены на средства церковных благотворителей и могли содержаться Церковью и прихожанами без дополнительных государственных субсидий.

Собор призвал собственников школьных зданий: монастыри, братства, попечительства – не передавать помещения и имущество церковно-приходских школ Министерству народного просвещения, но лишь уступать их во временное пользование на основании арендных договоров «на срок не более одного года, и притом лишь при крайней необходимости»357.

Постановление Собора подчеркнуто называет решение Временного правительства не законом, а «законопроектом», показывая этим, что закон такого рода может принять только законодательный орган, созданный Учредительным Собранием.

Собор направил специальную делегацию к Керенскому для изложения своих претензий по поводу церковно-приходских школ.

Одновременно Собор разработал важные постановления о церковном приходе358, превращавшие его в самостоятельную и полнокровную ячейку церковной жизни с активным участием в церковно-общественной жизни всех членов Церкви – от мирянина до епископа.

Свой взгляд на положение Церкви в государстве Собор высказал в постановлении от 2 декабря 1917 г.359: «О правовом положении Православной Российской Церкви». Этот документ показывает, что основные принципы церковно-государственной симфонии, хотя и не обязательны в сочетании с идеей монархии, прочно укоренились в церковном сознании.

В постановлении говорилось о первенствующем правовом положении Православной Церкви среди других исповеданий – в противоречии с принципом свободы совести, как он был провозглашен Временным правительством; о юридически законодательном характере постановлений и узаконений церковной власти относительно церковного устройства; о согласовании государством с Церковью всех законов, затрагивающих интересы Церкви; о том, что глава государства, министры исповеданий и народного просвещения и их товарищи должны быть православными; о признании государственным законодательством норм церковного права для вступления в брак лиц, исповедующих Православие; о распространении всех прав школьных учреждений на церковные общеобразовательные школы; о неприкосновенности церковного имущества; о правах юридического лица для церковных учреждений; наконец, о государственной субсидии Церкви в пределах ее потребностей.

Конечно, эта программа была далека от реальных условий русской политической жизни того времени.

Хотя Временное правительство в лице Керенского и министров внутренних дел и исповеданий выразило при торжественном открытии Собора свои пожелания об осуществлении независимости Церкви от государства, однако никаких стремлений к восстановлению элементов симфонии Временное правительство не проявило.

Церкви предстояло пройти через многие испытания, чтобы окончательно избавиться от попыток утверждения своего положения в обществе с помощью государственной власти...


И ещё чуточку по-своему замечательного "символизма":  отрывок проповеди Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2021.
На этом видео можно рассмотреть (в течение 5 секунд, но можно и остановить воспроизведение) картину с Патриархом Гермогеном, а также и другие иллюстрации (не иконы!),  в том числе и виды похорошевшей Москвы в окрестностях Кремля:

https://www.1tv.ru/shows/slovo-pastyrya/vypuski/slovo-pastyrya-vypusk-ot-06-11-2021

  Полностью текст проповеди можно увидеть на сайте Патриархии: http://www.patriarchia.ru/db/text/5858980.html

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем очень важное историческое событие, которое вошло и в церковный календарь. Мы прославляем Царицу Небесную, Покровительницу земли нашей, вспоминая событие, связанное с Ее чудотворной иконой, ставшее одним из самых важных в истории нашего Отечества. Речь идет о тяжелейшем эпизоде этой истории, о так называемом Смутном времени, когда междоусобная брань, столкновение интересов внутри русского государства привели к тому, что практически исчезла всяческая власть — и центральная, и на местах. Разрушались дома, гибли люди, брат восставал на брата, и в этот кровавый хаос погрузилась вся страна. Не осталось ни власти, ни войска, была разрушена вся система самообороны, люди озлоблены, так что каждый пытался отнять что-то у другого, воспользовавшись его слабостью, обогатиться за чужой счет, создать личное благополучие, невзирая на благополучие ближнего, а значит, ни во что не ставя благополучие страны и народа…

Ну, а что же осталось, если все было разрушено — и власть, и человеческие отношения, и оборона, все то, что должно было скреплять наше государство? Осталось только одно — вера православная. Не было больше никакой иной силы — ни политических партий, ни научных сообществ, ни армии; не было ничего, на что опираются сегодня современные государства, стремясь объединить народ и сохранить свою целостность. Смутное время показало, что в критические моменты ни человеческие идеалы, ни государственная власть могут и не справиться с разрушительными центробежными силами. Только вера православная помогала тогда людям опознавать друг в друге единомышленников и осознавать свою общность. Неслучайно враг, зашедший не только в Москву, но и в Кремль, заточил в подвалы Чудова монастыря Первосвятителя Церкви нашей Патриарха Ермогена, мучил его голодом и холодом. Трудно себе представить, как в холодное время в этих подвалах мог находиться человек без теплой одежды, без еды. Ему готовы были принести и теплые одежды, и достаточно еды, — только чтобы он призвал наш народ признать чужеземную власть. Мы знаем, что этого не произошло, и святитель Ермоген стал священномучеником, погибшим и за веру, и за Отечество свое.

Наконец, что же помогло Минину и Пожарскому объединить людей? Да в первую очередь призыв защитить веру православную, потому что в Москву вошли силы, ставившие своей целью уничтожение нашей отеческой веры, и призыв Минина и Пожарского пойти на Москву и был, прежде всего, призывом защитить веру. Вокруг этого призыва и объединился народ. Еще раз подчеркну: не вокруг власти, не вокруг вооруженных сил, не вокруг каких-то человеческих прозрений, которые мы сегодня могли бы назвать научными достижениями, — только вокруг веры православной объединился тогда народ, и мы знаем, что Москва была освобождена, а затем освобождена и вся Россия.

Мы неслучайно прославляем Казанский образ Божией Матери, потому что с этим образом шли защитники Москвы, пред ним коленопреклоненно молились и Минин, и Пожарский. На дивный лик Богородицы взирало наше воинство, у которого, с человеческой точки зрения, было мало шансов выбить врага из Москвы, но ополченцы шли как на смерть, получив, несомненно, вдохновение и силу пред дивным образом Царицы Небесной.

С такими обращенными к Богу чистосердечными, искренними молитвами связаны и некоторые другие события нашей истории. Мы знаем, как молитва помогала во всех войнах, включая последнюю страшную Великую Отечественную войну. Мы знаем, как искренняя вера и молитва помогали умирающим от голода ленинградцам не сдать город в тяжелейших условиях страшной блокады. Можно перечислять и другие примеры, но я бы хотел сказать о некоем совпадении исторических событий, связанных с этим днем. С одной стороны, это то, о чем мы сейчас говорим, — изгнание поляков вначале из Москвы, а затем из России. Но ровно через 200 лет — как хотите, так и думайте об этом, день в день — произошло другое событие. Вы знаете, что Наполеон в 1812 году вошел в Москву. Ждал, что к нему придут на поклон, — никто не пришел. Сидел в Кремле, а потом решил разграбить все, что только можно, погрузить в обозы и двинуться восвояси, в свою теплую страну. Но именно в этот день войска под командованием генерала и атамана Платова и генерала Милорадовича дали бой арьергарду Наполеона и отбили у него обозы с награбленным. После этого Наполеон уже не спокойно уходил из России, а бежал, как преступник от возмездия. Уже не было сил никого грабить, Наполеон ноги уносил, а сокрушительный удар по наполеоновской армии совершился именно в этот день. Снова, как за 200 лет до того в Москве, наша армия и наш народ одержали победу, о которой мало кто говорит, но именно победа над арьергардом Наполеона, покидавшим Россию, превратила это отступление в бегство и привела к полному разгрому армии противника. 200 лет отделяют одно событие от другого, но произошли они в один и тот же день. Кто-то скажет «случайность», а мы говорим «знак». Знак того, что Царица Небесная, Пречистая Дева Мария по молитвам многострадального народа нашего пребывала с нами и, надеемся, пребывает и сегодня. Только очень важно помнить: как под лежачий камень вода не течет, так и благодать Божия не простирается на тех, кто не желает эту благодать иметь. И если мы как народ отступимся от веры православной, если мы забудем уроки истории, если мы отвернемся от духовного подвига наших предков, то никакой благодати над нами не будет.

А опасностей сегодня не меньше, чем в наполеоново нашествие, — сколько искушений, сколько соблазнов! Сколько ложных идеалов, сколько ложных идолов воздвигается пред очами нашего народа, только чтобы свернуть его с исторического духовного пути! Чтобы народ отказался от веры, предал своих предков, чтобы он шел в фарватере, который определяет не он сам, а кто-то другой, неизвестно для каких целей!

Сегодняшний день учит нас тому, что Покров Пречистой Царицы Небесной действительно пребывает над нашим Отечеством, но, еще раз скажу, не над теми, кто этого не желает, кто предает не только память героев прошлого, во имя веры православной жизнь свою положивших на полях брани, но предает также подлинные интересы сегодняшней России, тесно связанные с духовной традицией большинства нашего народа.

Пусть Господь хранит Отечество наше, наши Вооруженные силы, умудряет нашу власть, помогает нам всеми способами и доступными средствами сохранять свой суверенитет, свою независимость. Когда я говорю так, я имею в виду не только формальную независимость, но и способность жить своим разумом, источник которого — великая духовная и культурная традиция нашего народа. Верим, что если сохраним Православие, то сохраним и Россию. И как тогда, в Смутное время, вместе с православными на врага поднялись и мусульмане, и не было тогда в русском воинстве никакой межрелигиозной распри, так и сегодня, если будем жить по законам Православия, никто в нашей стране не будет чувствовать себя обиженным, ни тем более угнетенным или дискриминируемым. Потому что Православие и угнетение несовместимы, ведь Православие — это дух свободы, это любовь к ближним. И да поможет Господь народу нашему и стране нашей Российской идти тем путем, который был проложен нашими благочестивыми предками, и, уповая на Покров Пречистой Царицы Небесной и вознося к Ней свои молитвы, не терять надежду на то, что эти молитвы Она слышит. А значит, Пресвятая Богородица будет — до тех пор, пока мы храним веру, — нашей Заступницей, Ходатаицей пред Богом, и простирать Свой Покров, ограждающий всех нас и Отечество наше от всяких бед и зол. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если вы пропустили конкурс, у вас есть еще два дня, чтобы к нему присоединиться. Подробные условия - по ссылке . Ответы принимаются до полуночи вторника 8 февраля. Сегодня повторяю вопросы и даю подсказки к трем, которые оказались более трудными. Подсказки выделены жирным шрифтом. ...
Это самая любимая овсянка в нашей семье, особенно хороша она в зимнее время года. Уже третий год неизменное блюдо воскресного завтрака. Перепробовав все виды дробленой овсянки на iherb.com смело можно выделить фаворита! Что такое дробленая овсянка? Это овес дробленый ...
В продолжении к посту о зуде. Показала я свои расчесанные растяжки врачу, так сказала мазать маслом детским и все такое. Но у меня после всех этих чесаний пошла сыпь по всему телу. Направили к дерматологу.Мне тут в сообществе многие говорили про ...
В 40-е гг. XIX в. московские славяне (т. е. славянофилы) чествовали хорватского будителя (что-то вроде Гамсахурдиа или Черновола до 1991 г.) Людевита Гая и так воодушевились, что один из славян прочел стих в честь Гая: "Упьюся я кровью мадьяров и немцев!". Бывали времена дружбы ...
Крымчане спокойны. И усмехаются только Нам здесь уже давно неинтересно.. А похоже всему крымскотатарскому проекту приходит конец. Похоже Мустафа с Рефатом уже выбрали свою аудиторию, генералы без армии, отстой. Настоящие крымские татары живут не в Киеве, а в Крыму. И строят свою жизнь ...