О налоге на бездетность и «чайлдфри» в СССР и в наши дни
matholimp — 19.11.2024 Поняв, как сильно они облажались с квадроберами (ну кто в детстве не наряжался зайчиком на новогоднюю ёлку?), думаки озаботились немедленно переключить свой запретительский пыл на что-то менее опасное для них. Под раздачу попали «чайлдфри». Нашлись умники, предложившие вернуть действовавший в СССР налог на бездетность. С него и начнём.Прежде всего, унизительна сама его формулировка. Она звучит как наказание за провинность. А в чём состоит вина? Можно ещё обвинять мужчин, не торопящихся жениться в юном возрасте. Хотя поступают так, чаще всего, наиболее ответственные, считающие своей обязанностью сначала создать минимум условий для семейной жизни.
Но в чём провинились женщины, которых никто не позвал замуж, а советская мораль покруче православной осуждала рождение детей вне брака? Эти женщины вовсе не стремились стать «чайлдфри» и не называли себя так, но войны создали огромный дисбаланс полов. Ставших остродефицитными мужчин разбирали более молодые и шустрые. А кто отдал свои лучшие годы войне (и потерял на ней здоровье, не говоря о внешней привлекательности и пр.) не могли составить им конкуренцию.
Я считаю, что экономические стимулы в этой сфере должны быть прямо противоположными. Антиподом налога на бездетность служат адресные дотации на детей. Конечно, бездетные этих дотаций не получат. Но огромная разница не только в том, что это не будет звучать как унижение. Налог брали с родителей (что каким-то боком стимулировало неполные семьи), а дотации выделяются конкретно на каждого ребёнка. Чем больше детей в семье, тем выше их общая сумма.
Дотации тем и адресные, что их условия и суммы можно как угодно детализировать. Важно очень тщательно продумывать, как это лучше делать. Прежде всего, в зависимости от количества детей в семье и доходов их родителей, а также от особенностей конкретного региона.
Именно в этой части явно плохо с «материнским капиталом» в РФ. Полностью его роль нельзя отрицать. Но он стал сильным стимулом много рожать только для приезжающих в РФ специально с этой целью среднеазиаток. Тогда как основная масса россиянок предпочитает материально обеспечить себя успешной карьерой. Чтобы их заработки стали заметно выше подачек от государства, многие не могут позволить себе делать перерывы на рождение детей, не говоря об их воспитании.
Значит, нужно думать, как изменить форму дотаций. Часть из них можно предусмотреть в форме налоговых вычетов («самый чистый антипод» налога на бездетность). Их величина сможет лучше компенсировать потери в зарплате у тех, для кого они окажутся особенно чувствительными. Другую часть можно направить в социальную сферу (педиатрию и образование). Внимание к ней стало одной из причин «бэби-бума» в послевоенном СССР.
Но разве такой путь интересен власти, предпочитающей вместо этого убивать людей и наносить ущерб бывшей братской стране?
Наконец, важно понимать, что многие меры государственного регулирования часто работают как «третий закон Ньютона», ибо «запретный плод сладок». Примером может служить Китай. При Мао цзе-Дуне там действовали жёсткие запреты даже на второго ребёнка в семье. Если бы они строго соблюдались, то численность населения Китая сокращалась бы вдвое каждые четверть века. Но она росла! Нынешнее китайское руководство осознало прежнюю ошибку и ослабило запреты. В итоге Китай уступил Индии первое место по численности населения.
Выше я уже написал, что советские бездетные женщины не называли себя «чайлдфри» и это не было их идеологией. Каждая переживала свою беду в далеко не гордом одиночестве. Именно по этой причине ни у кого не возникало мысли преследовать их. Даже с гомосексуалистами в СССР боролись не по «идейным соображениям» (как в нынешней России), а из-за того, что ради удовлетворения своих потребностей они были вынуждены как-то самоорганизовываться. СССР боролся исключительно с альтернативными структурами и каналами передачи информации. Тогда как акцент на идеологии непременно приведёт к её популяризации. Что успешно случилось с квадроберами, с которых я начал. Многие ли прежде о них слышали?