О музее 21-го завода
breviarissimus — 03.09.2025
В минувшую пятницу бысть мне с коллегами посетившу один из самых
необычных музеев Нижнего Новгорода. В целом, Нэнск обладает
совершенно роскошным музейным ассорти: от "Нижегородского
государственного художественного музея" в Кремле и "Литературного
музея им.А.М.Горького" до всевозможных пассажей, выставочных
комплексов и уж совсем экзотических новаций - типа того же, недавно
появившегося "Музея "Холодной войны" и истории города Горький в
1946-1991 гг." Обойти их все практически нереально и, более
того, сами жители Горького города не особо-то и жалуют свои
музейные сокровища, оставляя походы по подобным местам отдохновения
туристам, в изобилии хлынувшим к нам в последние лет 5-6. Особенно
это касается т.н. "ведомственных музеев", о многих из которых
аборигены либо совсем не в курсе, или же что-то
слышали. В частности, речь идет о музее паровозов на
Сортировке, музее истории нижегородского трамвая и троллейбуса,
музее Нижегородской радиолаборатории (да-да, той самой с
легендарным Бонч-Бруевичем в главе) и пр.Прежде всего музей истории Горьковского автозавода.
Прекрасная экспозиция, с помпой размещенная в двухэтажном отдельном здании, требующая экскурсии только и исключительно с сотрудником музея - иначе 2/3 визуальной информации пропадет втуне.
Доступ возможен и без предварительной записи, но заказать экскурсию можно лишь по телефону, за несколько дней до даты посещения.
Посещение платное
Рекомендую!

(фото кликабельно и ведет на сайт музея)
Следующим посещённым нами заводским музеем была историческая экспозиция завода "Красное Сормово". За свою полуторасотлетнюю историю Сормово чего только ни выпускало - гражданские пароходы, танкеры, военные корабли, подводные лодки, снаряды, мины, паровозы, танки, суда на подводных крыльях, экранопланы ... список продукции почти бесконечен. По масштабам сормовская экспозиция уступает ГАЗу, музей здесь более "камерный", но, тем не менее, более чем достоин посещения.
Экскурсия бесплатна, но обязательна предварительная запись.
Единственный минус, как мне показалось - крайне скупо освещена деятельность Р.Е.Алексеева, творца летающих кораблей, но данное обстоятельство связано, по всей видимости, с тем, что организационно его ЦКБ СПК не входило в состав завода, хотя и располагалось, де-факто, на территории "Кр.Сормово".

И, наконец, случилось давеча событие, которое мы, всей конторой, давно ждали: наконец-то мы пробрались в музей филиала ПАО "ОАК" - Нижегородский авиастроительный завод "СОКОЛ". Под этим зубодробительным наименованием скрывается теперь хорошо известный (по крайней мере на слух) каждому обитателю Нэнска авиазавод, в просторечии - "21-ый". Кстати сказать, в разные годы предприятие носило следующие названия: Завод № 21 им. А.С. Енукидзе ВСНХ, НКТП, Орденоносный завод № 21 им. С. Орджоникидзе НКОП, НКАП, МАП, п/я 200, Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе МАП, Р-6719, Нижегородский государственный авиационный завод (НГАЗ) "Сокол", ОАО "НАЗ "Сокол". Но сами заводчане более прочих уважают, как стало понятно, именно гордое: "Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе" ... памятник Серго стоит у главной проходной завода.
Поскольку музей находится на территории

На территории "Сокола" категорически запрещена любая фотосъемка, более того, вся электроника имеющаяся при себе должна быть выключена, что, конечно, накладывает на экскурсию свой неповторимый отпечаток. Собственно двухэтажное здание музея, основанного в 1967 г. по инициативе работников предприятия, представляет из себя типическую брежневскую "коробку из бетона и стекла, лишённую каких-либо архитектурных достоинств. Внутри - богатейшая экспозиция документов (правда, подобранных ещё в советское время, с отчетливо партийным уклоном) и экспонатов, крупнейший из которых, в чисто размерном плане, - подлинный истребитель И-16, выпускавшийся здесь в 30-ые гг.

(источник фото)
На переднем плане у самолета - шеф-пилот завода, легендарный В.П.Чкалов, без деятельного участия которого "ишак" так никогда бы не пошёл в серийное производство, уж больно своенравной получилась большелобая коротышка у Поликарпова, склонная к завалу в штопор, но - зато, в умелых руках, верткая до невероятности. Именно на 21-ом авиазаводе у Валерия Чкалова было основное место работы, по трудовой книжке.

(источник фото)
Макеты самолетов помещаются в своеобразные стеклянные капсулы с подсветкой, при этом после включения освещения модель начинает медленно вращаться, дабы обеспечить посетителям лучший обзор. В данном случае, на фотографии вы можете видеть модель по-настоящему первой машины Горьковского авиазавода, биплана И-5. Конструкторы Д.П.Григорович и Н.Н.Поликарпов разработали его, сидючи в ЦКБ-39 ОГПУ имени В. Р. Менжинского, то есть, по простому говоря, в тюремной шарашке. Прототип самолёта имел обозначение "Внутренняя тюрьма -11" (ВТ-11). Директор музея, к его чести, подробно и обстоятельно поведал о том, в каких условиях и в какой обстановке разрабатывались и производились крылатые красавцы в 30-ые годы. И-5 стал основным истребителем авиации РККА по состоянию на середину 30-ых гг., пока его не сменил И-16.
Помимо макетов самолётов, в зале можно увидеть образцы вооружения - многоствольные пушки, ракеты авиационного базирования; в зале выставлены несколько катапульт в сборе - это агрегат, благодаря которому лётчик может спастись в случае катастрофы, экстренно покинув самолёт. Можно заглянуть в кабину МИГ-21, которая также представлена в экспозиции, вырезанный из серийного самолёта отсек с кабиной и, соответственно со всеми приборами управления. Документы, выставленные на стендах я бы, конечно, внимательно почитал, но времени категорически на это не хватило - даже при том,что экскурсия длилась более 2-х часов.
Дело в том, что основная часть обстоятельного рассказа директора музея, прихрамывающего пожилого мужчины с тростью, представившегося как Вадим Вячеславович, пришлась на лекцию на открытом воздухе.

Вдоль одного из цехов выстроены по линейке самые известные реактивные машины, выпускавшиеся на "Соколе": МИГ-15 (на фото он не виден, чуть слева стоит), МИГ-17, МИГ-19, МИГ-21, МИГ-25, МИГ-29 и МИГ-31. Вживую эти великолепные, хищные по очертаниям и ТТХ самолёты оставляют, конечно, неизгладимое впечатление. Наш гид любезно рассказал подробно про каждый экспонат, мы несколько очумело заглядывали в воздухозаборники, пощупали пушки, оценив мощь последних в ряду самолётов - 29-го и 31-го МИГов. Если не ошибаюсь, взлетный вес 31-го составляет 48 тонн ... учитывая, что он "прыгает" в стратосферу, можете представить мощность его двигателей. Более всего 29-ый и 31-ый напоминают, скорее, компактные космические корабли ... ни фото, ни кадры из фильмов не передают ощущения воплощённого величия, этакой монументальности, которую ты чувствуешь рядом с этими грациозными монстрами.
Ходили долго, чуть подустали. Территория завода огромна, мы даже видели остановочные павильоны для сотрудников ожидающих внутризаводской транспорт. Со слов директора музея, когда-то, когда на предприятии трудилось около 30 000 человек на перекрёстках можно было увидеть светофоры - настолько интенсивным было движение, что возникла нужда в его полноценной регулировке.
Важное дополнение для желающих посетить музей "Сокола": в случае плохой погоды обязательно берите с собою либо зонты, либо дождевики и обувайтесь с расчётом на ходьбу по лужам. Посколько львиная доля экскурсии проходит на открытом воздухе, отменять ее ради вас, не подготовившихся к непогоде, никто не будет, ordnung! То же самое обстоятельство делает крайне сомнительным, а то и просто невозможным проведение мероприятия зимой, в силу низкой температуры и обилия снега.
Завершая краткое сообщение об экскурсии на Нижегородский авиазавод: попасть туда хлопотно, но потом остаются ощущения самые положительные. Вживую прикоснуться к осколкам древней, титанических масштабов цивилизации - это дорогого стоит.
P.S. Техническое: что-то опять накосорезила команда LJ в html, ссылки на первоисточник фото половина от общего количества не вставились.
"Золотые у вас руки, оборвать бы их!"
P.P.S. Забыл важное: посещение музея авиазавода "Сокол" бесплатно.
|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Оказывается и без мозга можно жить
Кто был нарядный и молодец
ПРО НЕПОЛИТИКУ или ЭНЕРГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ 114
На войне как на войне
Приятного вечера
Про блинные булочки и вскользь про Йоркшир и пудинг
Надо делать свое дело. На остальное – нас***ь!
Митрополит Виталий: Революция была восстанием русского хама

